Интернет-банкинг

Российские банки все активнее осваивают интернет-эквайринг

Российские банки становятся все заметнее на рынке интернет-эквайринкга. По итогам трех последних лет на фоне общего стабильного роста этого рынка отмечается неуклонный рост количества предложений по услугам интернет-эквайринга от российских банков, хотя еще некоторое время назад они существенно уступали по популярности электронным платежным системам и глобальным процессинговым центрам.
Российские банки все активнее осваивают интернет-эквайринг
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Российские банки становятся все заметнее на рынке интернет-эквайринкга. По итогам трех последних лет на фоне общего стабильного роста этого рынка отмечается неуклонный рост количества предложений по услугам интернет-эквайринга от российских банков, хотя еще некоторое время назад они существенно уступали по популярности электронным платежным системам и глобальным процессинговым центрам.

Из аутсайдера в лидеры

Ранее сравнительно низкая активность банков при развитии подобных услуг объяснялась консерватизмом многих российских банковских структур и низкой технической адаптивностью их процессинговых систем. Еще 6-7 лет назад отечественный банковский интернет-эквайринг был большой редкостью, а предоставлявшие эту услугу организации нередко не могли удовлетворить возрастающий спрос. Форумы крупнейших банковских порталов России в 2009–2011 годах изобиловали вопросами пользователями относительно услуг интернет-эквайринга и жалобами некоторых клиентов на отказы тех или иных организаций в оказании подобных услуг.  

В последние годы, напротив, интерес банков к этим финансовым услугам увеличился, что привело к резкому росту предложений. Основными причинами скачка на рынке стало бурное развитие интернет-технологий и очевидность прибыльности вложений в развитие интернет-сервисов.  

Согласно исследованию Высшей школы экономики и Министерства связи, в 2014 году оборот интернет-экономики в России составил 1 трлн рублей, при этом, по мнению экспертов ВШЭ, существенная доля, порядка 30%, приходится на электронные способы платежа, где интернет-эквайринг занимает 2-е место. Эксперты аналитической компании J’son & Partners Consulting прогнозируют, что к 2018 году доля оплаты картами в России существенно превысит долю наличного оборота, а это, в свою очередь, вынуждает рынок искать максимально комфортные и безопасные способы расчетов. В противном случае возникает риск потери потенциального покупателя непосредственно на этапе оплаты.

Кроме того, свои коррективы внесли западные санкции, - они подстегнули формирование российской локальной платежной инфраструктуры, независимой от западных процессинговых центров. По данным экспертов, начиная с 2014 года, несмотря на спровоцированный санкциями общий экономический спад, рынок интернет-эквайринга в России растет на 30 %  ежегодно.

Заместитель Председателя Правления «РосЕвроБанка» Кулягин Ростислав Валерьевич оценил рост этого рынка в 2015 году в 35-40%. При этом необходимо отметить, что на долю банков приходится более половины рынка и более 70% этого роста.

Непотопляемые крейсеры интернет-платежей

В 2014-2015 годах ряд российских организаций банковского сектора вышли на тот уровень сервиса и технических возможностей, на котором они могут конкурировать с крупнейшими платежными системами WebMoney Merchant и Яндекс Деньги. Среди них можно выделить ТОП-10 этого рынка в РФ – банки, сформировавшие наиболее совершенные в техническом и операционном отношении системы: «РосЕвроБанк», «Альфа-банк», «Сбербанк», «Банк Авангард», «Банк Москвы», «Промсвязьбанк», «Абсолют Банк», «МДМ Банк», «ПриватБанк» и «ВТБ».

О преимуществах банковского интернет-эквайринга рассказала Дембицкая Марина – представитель «РосЕвроБанка», входящего в ТОП-50 российских банков: «Сегодня банки имеют ряд существенных преимуществ перед небанковскими платежными системами. Главным образом это касается процессинговых возможностей. Конверсия платежей банка существенно отличается от платежной системы; наша, например, составляет от 90-97%, при средней по рынку около 75-76%. Пиковая нагрузка на процессинг в банке может доходить до 120 операций в секунду, отсюда и конверсия. И, безусловно, безопасность транзакций. В нашем банке покупателя защищает многоуровневая комбинированная система. Мы используем 3d secure, verified by visa, master card secure code и anti fraud».

Перспективы роста

Практически все эксперты сходятся во мнении, что у банковского интернет-эквайринга перспективы стать ведущим направлением среди других финансовых услуг. Гибкость и вложения в реформирование операционных и процессинговых систем уже окупили себя, санкции выдавили из сегмента мощных международных игроков. Таким образом, ниша, которую так и не смогли полностью занять электронные платежные системы, на добрых две трети ушла под контроль банковских структур. Процесс идет, доля банков в этой нише в ближайшие годы будет только расти.

Начать дискуссию