Белоруссия уже больше месяца живет с новыми деньгами. 1 июля в стране была проведена первая с 2000 года деноминация. Белорусских «зайчиков» заменили на купюры, внешне напоминающие евро. Также в стране появились монеты, а белорусский рубль потерял четыре нуля. К чему это привело?
Как сообщила 1 августа пресс-служба Национального банка Белоруссии, из оборота уже выведено порядка 70% старых денег образца 2000 года. В основном изъяты крупные купюры в 50, 100 и 200 тыс. В большей степени в обороте остаются мелкие деньги, которые должны быть замены на монеты.
Слова регулятора подтверждают и личные наблюдения. Увидеть купюру в 200 тыс. даже в кассах гипер- и супермаркетов практически нереально. При этом сдача по-прежнему чаще всего выдается старыми тысячными и пятитысячными купюрами (10 и 50 новых копеек соответственно).
Следует отметить, что до деноминации в Белоруссии в обращении находилось порядка 600 млн купюр старого образца. Их планируют практически полностью вывести из обращения уже к октябрю этого года. Хотя в качестве платежного средства эти деньги будут приниматься до 31 декабря 2016 года, потом их можно будет обменять только в банках.
На этом фоне можно назвать вполне логичным рост доли безналичных расчетов. Как отмечают в белорусском Альфа-Банке, средний чек по безналичным операциям после деноминации вырос примерно на 25%. В других банках фиксируют всплеск платежей в интернет- и мобильном банкинге.
Интерес к безналичным платежам объясняется достаточно просто — так проще рассчитываться, не нужно в уме переводить старые деньги в новые цены, и наоборот.
Что касается терминального оборудования, на экранах всех банкоматов и «кешинов» уже с 1 июля отображались суммы без четырех нулей, даже если устройства все еще продолжали выдавать купюры старого образца.
Хотя уже к 4—5 июля практически все банкоматы Белоруссии выдавали только новые деньги. Также 4 июля заработали «перенастроенные» на новый режим каналы дистанционного обслуживания всех банков страны.
Нарекания белорусов до сих пор вызывают паркоматы и кофемашины, принадлежащие частным компаниям, которые не только не «научились» принимать монеты, но и категорически отказываются «рассматривать» в качестве платежного средства новые банкноты.
Какого-либо особого всплеска криминальной активности за прошедший месяц зарегистрировано не было. Органы внутренних дел сообщали о единичных случаях появления подделок. Так, в середине июля житель города Глубокое пришел в магазин за пивом с ксерокопированной банкнотой в 20 рублей.
Фото: ГУБЭП МВД Белоруссии
Похожий случай 26 июля произошел в Гродно. Там при пересчете дневной выручки в магазине была выявлена такая же купюра.
В Мозыре покупательница умудрилась расплатиться в магазине российской сторублевкой, которая лимитированно выпускалась к Олимпиаде-2014 в Сочи, выдав ее за новые белорусские деньги. Фактически 100-рублевую российскую купюру «обменяли» на 3 300 российских рублей. Также в первые дни сообщалось и о ситуациях, когда покупатели в магазинах вместо белорусских рублевых монет рассчитывались российскими (33-кратная разница).
Случаев мошенничества «с переводом сбережений пенсионеров» правоохранительные органы за прошедший месяц не зафиксировали.
Похоже, белорусы абсолютно спокойно отнеслись к потере валютой четырех нулей. Никто не жалеет, что перестал быть «миллионером», гораздо больший психологический дискомфорт вызывает необходимость пересчитывать в уме старые деньги в новые.
Все еще достаточно часто можно встретить у касс банков и магазинов людей, которые просят не выдавать им деньги или сдачу новыми рублями. Чаще всего это люди «за сорок». Молодежь восприняла смену денежных знаков более спокойно, тем более что в Белоруссии буквально в первые же дни после деноминации появились десятки приложений для мобильных телефонов, помогающие пересчитывать как суммы, так и цены из одних рублей в другие.
Некоторые из этих приложений разработали сами банки, в частности крупнейший в стране Беларусбанк.
Что касается ценников в магазинах, на них еще за три месяца до деноминации появились цены и в старых, и в новых деньгах. Действовавшие цены были напечатаны более крупным шрифтом, новые — более мелким. Сейчас ретейлеры продолжают делать так же, с той лишь разницей, что цены в деноминированных рублях печатаются крупнее.
Роста цен из-за деноминации не произошло. За ситуацией зорко следит Министерство торговли Белоруссии, которое безжалостно штрафует нарушителей. Все, что смогли «заработать» на деноминации объекты торговли, — прибыль от округления цен. Округление производится по законам математики.
Скачка курса валют также зафиксировано не было. Курсы доллара, евро и российского рубля формируются по итогам торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже, а биржа вообще никак не отреагировала на деноминацию.
В целом Белоруссия относительно спокойно «переживает» деноминацию и постепенно отказывается от старых денег. Однако стоит отметить, что за этим видимым спокойствием стоит большая подготовительная работа, которую провели как Национальный банк страны, так и коммерческие банки.
Начать дискуссию