Возглавляющий Пенсионный фонд России Антон Дроздов озвучил плановые показатели средней пенсии в стране к 2019 году. Цифра названа – это 14,6 тыс. рублей, однако необходимо в деталях рассмотреть, что скрывается и за этой цифрой, и за выбором 2019 года в качестве «контрольной точки».
Цифры без учета инфляции
Глава Пенсионного фонда очень четко дал понять: в озвучиваемых им данных речь идет не об эквиваленте сегодняшним 14,6 тыс. рублей, а о сумме в номинальном выражении. Говорить о том, насколько девальвирует российская валюта с момента заявления Антона Дроздова и до поднятия уровня пенсий сложно, но текущие прогнозы подсказывают разбег в 15-30% (пессимистический прогноз – 100-300%). Так что покупательная способность пенсии в 14,6 тыс. рублей в 2019 году будет равна сегодняшней пенсии в десять с небольшим тысяч, да и то в лучшем случае.
Учитывая специфику пенсионных индексаций, ждать названных Дроздовым показателей следует не к началу, а как минимум ко второй половине 2019 года. К сожалению, прежних прогнозов роста пенсии на подобный период Пенсионный фонд России не озвучивал, так что сравнивать не с чем, но до текущего кризиса правительство явно было настроено куда более оптимистично в социальных вопросах.
Нельзя забывать и о том, что разрыв между минимальными и максимальными пенсионными выплатами в России огромен, и «средние показатели» во многом выглядят очень и очень абстрактно. Если добавить суда повышенный риск обвала российской валюты, попавшей в заложники даже к китайской экономике (она, напомним, выступает ключевым фактором влияния на нефтяные котировки), то судьба российских пенсионеров выглядит и вовсе незавидно в ближайшие годы.
Почему для властей так важно спрогнозировать ситуацию на 2019 год?
Перед масштабными выборами власти (и это свойственно отнюдь не только для России) всегда стремятся «задобрить» население, оставляя все неудобные и жесткие решения на время уже после выборов. В 2018 году страна будет избирать Президента, поэтому именно в этом году и можно ждать максимальных уступок в адрес социального сектора.
А вот 2019 год станет годом подведения итогов и выходом к «серой реальности». Кроме того, при всех прогнозах сберечь накопительные фонды России к этому моменту будет невозможно, если нефть не вернется хотя бы к 80 долларам за баррель.
И еще нюанс: в социальном блоке правительства уже честно признавали, что при нынешней пенсионной модели с 2018 года пенсии выплачивать попросту нечем. И даже 977,1 млрд. рублей, заложенные как транш Пенсионному фонду России в 2017 году, выглядят скорее «актом намерения», а не готовым решением, ведь именно социалку было решено урезать в наибольшей степени ради сохранения оборонзаказа. Геополитическая напряженность оказалась приоритетнее пенсионных выплат.
Озвучивая планы ПФР в вопросах средней пенсии, Антон Дроздов пытается наперед дать ответ на все чаще звучащие обвинения в неспособности обеспечить нормальные выплаты пенсий в России после (или «начиная с» – варианты звучат разные) 2017 года.
Самые мрачные прогнозы
Насколько же реальны опасения того, что Пенсионный фонд России столкнется с несостоятельностью в ближайшие годы? Если нефть упадет до 40 долларов за баррель, то оставшихся запасов денег стране хватит разве что на полгода. И речь идет не о нефти марки “Brent”, цены на которую принято публиковать в отчетах, а о сорте «Urals», которым торгует Россия и который всегда стоит дешевле.
Номинально пенсии выплачивать не перестанут, но выплаты легко могут превратиться в формальность. На практике это выглядит так: из-за неподъемной ноши внутренних долгов государство переходит на выплаты деньгами от эмиссии. Российский рубль в ответ на такую «оплату печатным станком» рухнет, но номинально социальные долги будут погашаться.
Экс-министра финансов Алексей Кудрин утверждал, что «без резких изменений в экономической политике печатный станок станет единственным инструментом». Советник Владимира Путина Сергей Глазьев считает несколько иначе: по его мнению, все равно деньги печатать надо начинать уже сейчас, а экономика страны способна будет поглотить эмиссионные триллионы без высокой инфляции из-за существующего кризиса ликвидности.
Текущий расход резервных средств России все равно прекратится с завершением 2016 года – «подушка безопасности» в виде непосредственно Резервного фонда исчерпается до конца. И вот тогда все станет видно: либо правительство согласится проедать Фонд национального благосостояния в надежде на дорогую нефть скорого будущего, либо… Либо пенсионеры спокойно выйдут на средний показатель пенсии в 14,6 тыс. рублей, но из-за инфляции смогут купить на эти деньги продуктов всего на пару дней.
Начать дискуссию