Один из мировых лидеров электронной коммерции американская фирма Amazon вышла в реальный мир с новым форматом розничной торговли. В родном Сиэтле (штат Вашингтон) она запускает продуктовый магазин, в котором нет ни касс, ни кассиров, ни даже платежных терминалов. Единственное, в чем нуждается потребитель, делая покупки, так это мобильный телефон с деньгами на счете, говорится в репортаже Пита Эванса, корреспондента телерадиокомпании CBC. Новый формат магазина получил название Amazon Go.
Магазин небольшой, а проект пока пилотный, сообщает телеканал и описывает схему расчетов.
Войдя в магазин, покупатель проводит смартфоном рядом со считывающим устройством. Потом он перекладывает облюбованные продукты с полок и из холодильников в свой пакет. А выбрав все необходимое, просто покидает магазин. Со счета автоматически снимаются деньги за покупки, и на смартфон поступает уже оплаченный чек. Не нужно стоять в очереди перед кассой. Зашел, набрал продуктов, спокойно вышел. Вот и вся схема.
Пока она проходит обкатку, покупать продукты в новом торговом заведении смогут лишь сотрудники самой Amazon. Суммы покупок будут сниматься с их счетов в компании. Но уже в будущем году подобные магазины откроются в других городах Америки, обещает CBC. «Если все работает так, как показано на их видео, то это похоже на революцию»,— цитирует телеканал Дага Стивенса, основателя и президента Retail Prophet. Название организации переводится как «Пророк розницы», она занимается будущим розничной торговли, а ее учредитель — один из признанных авторитетов в этой области.
Площадь нового магазина составляет всего 1800 квадратных футов, что чуть больше 167 квадратных метров. Это очень мало по сравнению даже с небольшими супермаркетами. Все товары предварительно расфасованы и не нуждаются во взвешивании.
Концепция подобного формата торговли продуктами питания родилась в компании несколько лет назад и была запатентована в начале прошлого года. Технический аспект новинки, естественно, держится в секрете. Говорится только, что система достаточно интеллигентна, чтобы зафиксировать момент, когда покупатель возвращает товар на полку.
Тем не менее, владельцы традиционных торговых заведений, по свидетельству CBC, настроены весьма скептически. Они уверены, что система непременно даст сбои — либо не сможет просканировать один из купленных товаров, либо возьмет с покупателя деньги за то, что он и не думал покупать. «Так было со всеми идеями Amazon,— говорит Стивенс.— Кажется, отрасль опять недооценивает стремление этой компании разрушать парадигмы». Однако кто окажется прав, энтузиасты или скептики, выяснится только по завершении периода тестовых продаж.
Но даже если с технической точки зрения все окажется на высоте, эксперты не перестанут сомневаться в коммерческом успехе нового формата, если учитывать усилия на расфасовку товаров. Торговля продуктами питания вообще не считается в США особенно прибыльным бизнесом. Гигантские розничные сети вроде Target или Wal-Mart, как отмечает The Wall Street Journal в публикации на эту же тему, занимаются ею главным образом с определенной целью, Зайдя в торговый центр за продуктами питания, покупатель не обойдет вниманием товары длительного пользования, которые обеспечивают более весомую прибыль.
Помимо продовольственных магазинов шаговой доступности Amazon.com вынашивает планы торговых заведений еще двух форматов. Первый предусматривает большие многопрофильные магазины, где можно будет приобрести товары на месте или забрать предварительно заказанные покупки. Второй — магазины, в которых покупатель приобретает продукты, не выходя из машины.
Обе премьеры должны состояться тоже в Сиэтле, где расположена штаб-квартира компании, и намечены на ближайшие недели. В конечных планах компании, как стало известно The Wall Street Journal из источников, знакомых с проектом, создание в общей сложности 2 тыс. магазинов. Пока ничего не говорится о том, будет ли в каждом из них использоваться система оплаты покупок, которая проходит тестирование в Amazon Go.
До сих пор Amazon.com принимала заказы на продовольственные товары по интернету и обеспечивала их доставку. Во многих случаях, особенно если речь шла о скоропортящихся продуктах, проблемой становилась логистика.
И новый формат, по оценке аналитика из исследовательской фирмы Jackdaw Research Яна Доусона, «становится признанием того факта, что электронная коммерция подходит не для всех товаров». По словам собеседника CBC, если в стране появятся сотни магазинов нового формата, это станет колоссальной угрозой для сетей супермаркетов.
Слабым звеном даже самых современных традиционных магазинов были и остаются кассы. И не только из-за возможных очередей. «Сама идея, что нужно выложить перед кассиром все покупки, чтобы затем сложить их обратно в тележку или корзину, представляется чем-то архаичным»,— говорит Даг Стивенс. И если Amazon нашла способ уйти от самой неприятной части шопинга, это поменяет правила игры во всей розничной торговле, полагает.
Amazon.com уже выходила из интернета в реальный мир. Она открыла книжные магазины в Калифорнии, а также в штатах Вашингтон и Орегон. На очереди — Иллинойс и Массачусетс. Все магазины из этой серии работают по традиционной схеме и располагают обычными кассами. Однако сейчас компания намерена замахнуться на долю рынка, принадлежащую большим продовольственным сетям. Причем она собирается представить совершенно новую концепцию оплаты повседневных покупок. Как сформулировал это Даг Стивенс, «в обычных магазинах покупатель сможет приобретать товары с той же легкостью, с какой он делает это в интернете».
Начать дискуссию