С начала марта рубль сохраняет стабильность. Ни падение цен на нефть, ни повышение ставки ФРС США сильно не повлияли на курс, который остался в диапазоне 57,9—59,1 рубля за доллар. В пятницу, 24 марта, ключевую ставку может изменить российский регулятор. Повлияет ли это на рубль и каким будет его курс в ближайшие недели?
«Ниже наших ожиданий»
Российские власти прямо не знают, что еще сделать, чтобы ослабить рубль. Словесные и валютные интервенции не помогают.
Курс рубля сегодня крепче фундаментальных значений, считает министр экономического развития Максим Орешкин. «Обменный курс идет ниже наших ожиданий», — цитирует его ТАСС. В начале марта Минфин объявил, что закупает рубль в резервы в связи с его укреплением. Глава ведомства Антон Силуанов тогда говорил о переукрепленности национальной валюты. Также сообщалось, что в период с 7 марта по 6 апреля Банк России будет покупать валюту на внутреннем рынке от лица Минфина на 3,2 млрд рублей ежедневно.
Однако валютные интервенции большого влияния на рубль не оказали. «Объемы, которые направляются на покупку валюты в пользу Минфина, являются незначительными относительно общего объема валютного рынка в РФ. Для того чтобы курс существенно изменился, требуются интервенции ЦБ РФ, который настаивает на том, чтобы курс отечественной валюты формировался рыночными факторами», — объясняет аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков.
Главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик обратил внимание на то, что валютные интервенции позволили снизить волатильность рубля и влияние спекулятивных факторов. А ведущий аналитик Промсвязьбанка Михаил Поддубский считает, что называть эти покупки интервенциями не совсем корректно. «Покупки совершаются равномерно в течение дня, чтобы оказывать минимальное влияние на валютный курс, а не наоборот. На наш взгляд, эффект от покупок в большей степени проявится лишь со временем», — отметил он.
По мнению экспертов, без покупок валюты рубль мог бы чрезмерно укрепиться. Однако и сейчас, по словам главного аналитика Нордеа Банка Ольги Лапшиной, рубль выглядит слишком крепким относительно цен на нефть. «При нефти в 51—52 доллара за баррель рубль должен был бы ослабеть как минимум до отметки 60 против доллара», — полагает эксперт.
«Скажу за Эльвиру Сахипзадовну»
Резкое снижение нефтяных котировок за неделю с 6 по 10 марта (с 56 до 51 доллара за баррель) не оказало значительного влияния на курс рубля (58,3—58,8 рубля за доллар). Нефтяные цены достигали минимальных уровней с первой половины декабря прошлого года, а пара доллар/рубль подрастала лишь до максимальных отметок первой половины февраля.
По словам Андрея Кочеткова, устойчивость рубля к изменениям цены на нефть объясняется текущей макроэкономической ситуацией и политикой ЦБ РФ. «На конец марта Минэкономразвития ожидает замедления инфляции до 4,4%, а ставка ЦБ остается на уровне 10%. Однако даже если ЦБ пойдет на снижение ставки, то это будет означать, что на рынок ОФЗ хлынет спекулятивный капитал, повышая спрос на отечественную валюту», — сказал он.
Заседание совета директоров ЦБ, на котором может быть принято решение об изменении ставки, состоится в эту пятницу, 24 марта. Большинство экспертов считают, что ставка опять снижена не будет. Об опасности преждевременного снижения ставки на съезде РСПП 16 марта заявил президент РФ Владимир Путин. «Скажу за Эльвиру Сахипзадовну (Набиуллину, главу ЦБ РФ. — Прим. Банки.ру), что бы она ответила: необоснованное и преждевременное снижение ставки может привести к инфляции и ослаблению национальной валюты, а это снизит ваши инвестиционные возможности», — пояснил глава государства.
Аналитики прогнозируют, что, сохранив ставку на уровне 10%, ЦБ может смягчить риторику, подготовив почву для снижения ставки на следующих заседаниях. «Такая ситуация может привести к небольшому ослаблению рубля, однако лишь краткосрочно, так как рублевые доходности по-прежнему останутся крайне привлекательными», — полагает главный аналитик ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко. Он отмечает, что внушительный спрос на последних депозитных аукционах ЦБ подтверждает сохранение интереса инвесторов и банков к размещению средств в рублях с почти двузначной доходностью, даже несмотря на неблагоприятный внешний фон. «Избыток свободной ликвидности, которую банки ажиотажно стремятся разместить на рублевых депозитах в ЦБ, превышает недельный оборот биржевых торгов по паре доллар/рубль. В подобных условиях даже под давлением падающей цены на нефть ослабление отечественной валюты будет сдерживаться до тех пор, пока рублевые ставки сохраняют свою привлекательность», — говорит Кравченко.
Михаил Поддубский полагает, что со временем переоценка рубля относительно нефтяных котировок будет сокращаться (либо за счет роста нефтяных котировок, либо за счет ослабления рубля). Андрей Кочетков считает, что рубль вообще нельзя считать слишком крепким или слабым — все определяется текущей ситуацией на рынке и макроэкономическими показателями. «С одной стороны, чиновники постоянно недовольны курсом, так как желают за счет него покрыть свои просчеты в планировании бюджета. С другой — денежная политика все же определяется ЦБ РФ, а не Минфином», — рассуждает он. Сальдо платежного баланса РФ в январе — феврале составило 14,1 млрд долларов против 8,6 млрд долларов годом ранее. Сальдо торгового баланса также остается положительным. Цена барреля в рублях находится около 3 000 рублей, а бюджет текущего года рассчитывали на основе 67,5 рубля за доллар и 40 долларов за баррель (что соответствует цене в 2 700 рублей за бочку). «Можно лишь говорить о том, что Минфин недоволен ростом импорта и уменьшением доходов по другим экспортным статьям, а не о том, что рубль является чрезмерно крепким», — заключает Кочетков.
«Курс пока демонстрирует повышенную устойчивость»
Устоял рубль и после повышения с 16 марта базовой ставки ФРС США на 25 базисных пунктов (до 0,75—1%). Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко отметил, что на решение ФРС повысить ключевую ставку трижды в этом году российский рынок отреагировал даже более оптимистично, чем американский. Большинство бумаг 16 марта торговались в «зеленой зоне», прибавляя до 2%, а индекс ММВБ вновь перевалил за отметку в 2 000 пунктов. «Рост валют по отношению к доллару может быть связан именно с тем, что повышение ставки ФРС носит не разовый, а систематический характер», — полагает Ващенко. По мнению Андрея Кочеткова, после решения ФРС горизонт рисков для рубля на ближайшие 3—4 месяца сводится лишь к волатильности цены на нефть.
В России с этой недели начинается пик налоговых выплат. По мнению руководителя дирекции финансовых рынков Уральского Банка Реконструкции и Развития (УБРиР) Владимира Зотова, они сыграют в пользу рубля, экспортеры уже начали продажу валютной выручки. А аналитик eToro Михаил Мащенко считает, что увеличение объемов конвертации валютной выручки экспортеров для уплаты налогов серьезного воздействия на курс рубля оказать не должно, потому что на март также приходится и пик выплат по внешним займам. «ЦБ в марте необходимо будет аккумулировать 15,8 миллиарда долларов для оплаты как части основного долга, так и набежавших процентов», — говорит он.
Общий объем налоговых выплат, по оценкам экспертов, составит 1,2—1,7 трлн рублей. Как отмечает Михаил Поддубский, все более-менее заметные коррекции в рубле будут использоваться экспортерами для продажи части валютной выручки и формирования рублевой ликвидности для уплаты налогов. При текущих ценах на нефть, по его словам, можно ожидать курса 57,5—59 рублей за доллар. Такой же прогноз на ближайшие две-три недели дает и Андрей Кочетков. «Курс пока демонстрирует повышенную устойчивость», — добавляет он. Если нефтяные котировки восстановятся в район 55 долларов за баррель, то рубль может укрепиться до 56,5 за доллар, полагает Михаил Поддубский.
Владимир Зотов считает, что какого-то резкого изменения внешних факторов, которые могут оказать влияние на рубль, ждать не стоит. До конца марта, по его словам, рубль по отношению к доллару будет торговаться в диапазоне 58—61. «Мы считаем уровень в 60 рублей за доллар равновесным при текущих макроэкономических условиях», — говорит Ярослав Лисоволик. Прогноз Sberbank CIB на конец марта — 61 рубль за доллар.
Комментарии
2А с чего он вдруг будет 1 к 1? Просто потому, что так захотелось нарисовать? :)
Какими богатствами? Природными? Мы же ничего не производим. Только торгуем тем, что дала природа. Наши деревянные рубли в мире никому не нужны.