Цена истории

Большинство крупных бюро кредитных историй (БКИ) опубликовали тарифы на свои услуги. Оказалось, что разрыв в ценах на информацию о заемщиках может составлять сотни процентов.

ЕЛЕНА ХУТОРНЫХ
ОКСАНА КОБЗЕВА


Большинство крупных бюро кредитных историй (БКИ) опубликовали тарифы на свои услуги. Оказалось, что разрыв в ценах на информацию о заемщиках может составлять сотни процентов.

Участники зарождающегося рынка объясняют это различными задачами БКИ.
В реестре Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) состоят 13 бюро кредитных историй (БКИ). Два из них, по оценке руководителя центрального каталога кредитных историй Центробанка Бориса Воронина, собрали по 2–3 млн кредитных историй, еще два — около 1 млн. При этом большинство БКИ уже определили тарифы, по которым они намерены продавать сведения о заемщиках своим клиентам (банкам, сотовым операторам, торговым компаниям и т. д.). Оказалось, что цены на эту информацию будут отличаться в разы.

Бюро по-разному подходят к ценообразованию. В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ, создано при участии Ассоциации российских банков) и бюро Global Payments, принадлежащем Хоум кредит энд Финанс банку, тарифы определяются в зависимости от количества отчетов, которые ежемесячно покупает клиент, а также от того, предоставляет ли он в обмен информацию о своих заемщиках. При схожести подходов эти организации установили разные цены на свою информацию. В НБКИ стоимость одного отчета составит от $0,4 до $24,9, а в Global Payments— $0,4–9. Правда, сотрудничество с Global Payments предусматривает ежемесячную абонентскую плату 15 тыс. руб.

«Абонентская плата не нацелена на получение экономической выгоды, это скорее гарантия, что банк-партнер будет сотрудничать с бюро, а не заключит договор с целью формального выполнения требований закона»,— говорит гендиректор бюро Global Payments Олег Лагуткин. Он сомневается, что торговля историями будет вестись так: банку нужно несколько историй, он находит бюро, где они хранятся, и покупает необходимое.

«По закону необходимы и ИТрешения, и договор с бюро и т.п. Поэтому ради нескольких историй в бюро обращаться не будут, необходимо постоянное сотрудничество»,— считает он.

Национальное кредитное бюро (НКБ), с которым делятся информацией три ведущих сотовых оператора, меняет тарифы в зависимости от числа историй, которые клиент предоставляет в бюро (цена варьируется от $0,27 до $7,5). А в бюро «ЭкспирианИнтерфакс», по словам члена его совета директоров Владимира Герасимова, стоимость отчета будет зависеть от числа запросов клиента и составит $0,18–0,99. Герасимов отмечает, что пока «ЭкспирианИнтерфакс» дает информацию только своим банкампартнерам (сейчас их около 140), а для остальных «цена истории должна быть выше».

Гендиректор НБКИ Александр Викулин объясняет высокую стоимость самых дорогих историй в своем бюро стремлением «стимулировать банки предоставлять информацию о заемщиках». Передав в НБКИ даже одну кредитную историю (от одной до 2500 историй), банк получит огромную скидку и заплатит всего $2 за отчет, приобретаемый у бюро. А президент АРБ Гарегин Тосунян отмечает, что у НБКИ «нет необходимости заманивать клиентов низкой ценой», поскольку бюро заключило договоры о предоставлении информации более чем с 450 банками, что является «серьезным преимуществом».

Единственным бюро, которое выбрало фиксированную оплату своих услуг, стала «дочка» Сбербанка, Национального резервного банка и Межрегионального инвестиционного банка — БКИ «Инфокредит» (стоимость отчета — 100 руб.).

Кроме того, для партнеров бюро предусмотрена ежемесячная абонентская плата в размере 11,8 тыс. руб. Столько стоит возможность получать от бюро отчеты и столько же — обработка историй, предоставленных банком в бюро. «Инфокредит» стимулирует партнеров к полноценному обмену информацией — например, если банк заключает с бюро договор и на поставку, и на получение кредитных историй, ему придется заплатить только одну абонплату. Получить комментарии в этом бюро не удалось. «Инфокредиту», подконтрольному банку-лидеру кредитования (на Сбербанк приходится около 50% рынка розничных кредитов), нет смысла снижать цену для тех, кто делится историями, полагает гендиректор НКБ Владимир Малеев, по мнению которого бюро Сбербанка ориентировано в первую очередь на продажу информации.

Среди крупнейших участников рынка цену для кредитных отчетов пока не назначило только «Кредитное бюро „Русский стандарт”», учрежденное по инициативе одноименного банка.

Эксперты считают, что по мере развития рынка цены станут выравниваться. «Сейчас рынок, по сути, не работает, но по мере наполнения бюро информацией цены на кредитные истории, естественно, будут сближаться»,— уверен Викулин. Герасимов из «ЭкспирианИнтерфакс» полагает, что при этом «услуги БКИ станут дешеветь по мере того, как они станут наполняться информацией». Воронин из ЦБ ожидает, что уже к концу 2006 года количество кредитных историй превысит 10 млн. «Это 20–30% потенциальных заемщиков, что достаточно много для первого года работы»,— полагает он.

«Не думаю, что стоимость историй будет снижаться сильно, дело ведь и в экономике бюро, это бизнес»,— возражает Малеев, ссылаясь на опыт США, где бюро работают уже давно, а стоимость истории по-прежнему высока ($7–9).

Начать дискуссию