Банки

Некоторые вопросы налогообложения кредитных организаций

При подготовке и реализации учетной политики для целей налогообложения на 2006 год в части операций с недвижимостью кредитной организации необходимо учесть некоторые наиболее часто задаваемые аудиторам вопросы.

Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке»

Е.В. Коротких
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит», руководитель Департамента банковского аудита

При подготовке и реализации учетной политики для целей налогообложения на 2006 год в части операций с недвижимостью кредитной организации необходимо учесть некоторые наиболее часто задаваемые аудиторам вопросы.

Использование банком жилого помещения в качестве дополнительного офиса

Банк приобрел в собственность жилое помещение, которое использует в качестве дополнительного офиса. В ноябре 2005 года банком было получено временное разрешение на использование помещения в качестве нежилого. По истечении срока разрешения банку было отказано в переводе помещения в нежилое. В настоящее время подан иск на действия местной администрации в арбитражный суд.

В момент прекращения действия временного разрешения на использование помещения в качестве нежилого банк не приостановил свою работу в этом помещении, а решил опротестовать действия администрации в арбитражном суде.

Ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в соответствии с п. 3.1.4.3 Приложения 10 к Положению Банка России от 05.12.2002 № 205-П «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение ЦБ РФ № 205-П) осуществляется на основании документов, определенных законодательством Российской Федерации, после подачи документов на государственную регистрацию проводкой:

Д-т счетов по учету основных средств, нематериальных активов (в разрезе инвентарных объектов)

К-т счета по учету капитальных вложений.

Банк ввел в эксплуатацию помещение как амортизируемое имущество на основании наличия свидетельства о собственности и временного разрешения на использование помещения в качестве нежилого и фактически используемого для основного вида деятельности. Начисление амортизации для целей налогового и бухгалтерского учета во время действия временного разрешения на использование помещения в качестве нежилого правомерно. Этот актив являлся собственным, использовался для основной деятельности в целях получения дохода.

Однако после окончания срока действия временного разрешения у банка возникают налоговые риски в случае начисления амортизации для целей налогового учета, так как это помещение в соответствии с Жилищным кодексом не могло использоваться банком для своей деятельности. Расходы на амортизацию помещения для целей налогообложения могут быть признаны экономически не обоснованными. Возникают налоговые риски.

Для целей бухгалтерского учета помещение является амортизируемым имуществом, и основанием для прекращения начисления амортизации в учете должен быть документ (акт) о прекращении эксплуатации или консервации.

Капитальные вложения в арендованное имущество

Банк арендовал помещение для дополнительного офиса в 1994 году. Через пять лет офис был закрыт, а помещение сдано в аренду. Банком были проведены капитальные вложения в арендуемое помещение в форме неотделимых улучшений. Эти вложения были отражены на счете 60401 «Основные средства (кроме земли)». Следует ли списать со счета 60401 эти капитальные вложения?

Исходя из определения основного средства (п. 2.1 Приложения 10 к Положению

ЦБ РФ № 205-П) следует, что к основным средствам могут быть отнесены только те капитальные вложения, по которым банком может быть подтверждено право собственности. В случае с неотделимыми улучшениями, произведенными в арендованное недвижимое имущество, подтвердить право собственности практически невозможно. Капитальные вложения, не подтвержденные правами собственности, являются для целей бухгалтерского учета расходами банка.

Согласно НК РФ неотделимые улучшения арендованного имущества, в случае если арендодатель не возмещает арендатору понесенных им расходов, не могут быть учтены для целей налогообложения. Для целей налогообложения неотделимые улучшения в арендованное имущество в составе амортизируемого имущества до недавних пор не учитывались, поскольку это не предусматривалось главой 25 НК РФ.

Федеральным Законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ внесены изменения в НК РФ в отношении признания капитальных затрат в арендованное имущество, вступившие в силу с 1 января 2006 года. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом «признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя».

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ капитальные вложения, указанные в п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируются в следующем порядке:

    — капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25 НК РФ;

    — капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды, исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Капитальные вложения в арендованное имущество, сделанные с согласия арендодателя, с 1 января 2006 года являются амортизируемым имуществом. Расходы на амортизацию этого имущества учитываются в целях налогообложения прибыли.

Момент перехода прав собственности на недвижимое имущество для целей бухгалтерского и налогового учета

На практике часто возникает вопрос, как правильно определить момент выбытия (постановки на учет) недвижимого имущества.

В соответствии с п. 10.1 Приложения 10 к Положению ЦБ РФ № 205-П имущество выбывает в результате перехода права собственности (в том числе при реализации). В соответствии со ст. 131, 164, 551 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» юридическим актом признания и подтверждения возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация прав на недвижимое имущество. Между датой подписания акта приема-передачи, датой передачи документов на государственную регистрацию и датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество есть различия. Какая же из трех дат является датой постановки на учет (списания) для целей бухгалтерского и налогового учета?

Между датами перехода прав собственности и прекращения использования имущества для деятельности организации с целью получения дохода обычно имеется различие в несколько месяцев.

Очевидно, что банк перестает использовать объект недвижимости в момент его передачи по акту приема-передачи имущества. После этого банк не может использовать это имущество в целях получения дохода. Если имущество не может использоваться для получения дохода, то оно не может быть амортизируемым. После передачи имущества банк не должен начислять амортизацию. При этом организация-покупатель после подачи документов на государственную регистрацию и начала использования недвижимости для своей деятельности в целях получения дохода признает это имущество в качестве амортизируемого и начисляет амортизацию.

Разъяснения по данному вопросу даны в Письме Минфина России от 26.10.2005 № 03-03-04/1/301.

В бухгалтерском и налоговом учете следует приходовать недвижимость в момент передачи документов на государственную регистрацию, списывать по акту приема-передачи.

При этом налог на имущество начисляется в соответствии с главой 30 НК РФ. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Переоценка основных средств и налог на имущество

Учитываются ли при расчете налога на имущество результаты переоценки основных средств, проведенной банком путем индексации его стоимости в соответствии с рыночными ценами?

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ «объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета». В соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ «налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации».

Результаты переоценки основных средств на 1 января отчетного года подлежат отражению в бухгалтерском учете оборотами за январь. Если отражение результатов переоценки в учете в этот срок в силу определенных причин невозможно, то крайний срок для отражения переоценки в учете — последний рабочий день марта отчетного года. При этом начисление амортизации с 1 января отчетного года должно производиться исходя из восстановительной стоимости объектов основных средств с учетом произведенной переоценки.

В Письме Минфина России от 09.03.2006 № 03-06-01-04/63 даны разъяснения по расчету среднегодовой стоимости имущества при проведении переоценки основных средств. Если результаты переоценки объектов основных средств отражены в бухгалтерском учете и отчетности банка по состоянию на 1 января 2006 года, то при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на первое число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (то есть на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом).

Исходя из вышеизложенного, при исчислении налога на имущество основные средства, первоначальная стоимость которых была переоценена по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации по рыночным ценам по состоянию на 1 января 2006 года, включаются в налоговую базу за 2005 год с учетом результатов проведенной переоценки.

Начать дискуссию

Как уволиться директору: проходим квест по инструкции. 👨‍💼«Ночной бухгалтер» № 1736

Увольнение главбуха — это непросто: передача дел, введение в курс преемника, возможный конфликт с руководством («нужно доработать квартал», «а сдай текущие отчеты» и т.п.). Но увольнение директора — еще больший стресс как для самого руководителя, так и для бизнеса, особенно, если расставание проходит не очень мирно.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с НДС

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Если ранее по этому поводу возникали споры — 0 или все-таки 20% должен быть НДС, — то с 1 июля 2024 года ответ стал однозначным.

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Президент Венесуэлы вызвал Илона Маска на бой. Бизнесмен согласился

Несколько дней назад Николас Мадуро был объявлен победителем выборов президента.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетплейсы

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране

В середине июня Wildberries и оператор наружной рекламы — группа Russ — объявили об объединении. Сообщалось, что цель сотрудничества — создание цифровой торговой платформы. Однако уже спустя несколько дней вокруг сделки разыгралась настоящая драма с «рейдерским захватом» и семейными перипетиями.

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране
НДФЛ

ФНС назвала условия, когда путевка в лагерь на ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

Освобождена от НДФЛ стоимость путевок для несовершеннолетних детей сотрудников, по которым оказывают услуги санаторно-курортные и оздоровительные организации.

НДС

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга

Представители отрасли клининга и деловых объединений предлагают ввести в качестве эксперимента нулевой НДС. По мнению авторов инициативы, это позволит увеличить собираемость налогов с теневых участников отрасли.

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Кабмин продлил льготную IT-ипотеку до 2030 года

Больше 82 тысяч IT-специалистов смогут купить жилье по ставке до 6% годовых.

Госзакупки

Отечественные производители получили приоритет в госзакупках

Кабмин сможет устанавливать запрет на покупку иностранных товаров при госзакупках. При оценке заявок ценовые предложения российских производителей будут снижены на 15%.

НДС

Питание в школьных столовых не облагается НДС

Реализации продуктов питания, произведенных организацией общепита образовательным организациям, подпадает под освобождение от НДС по подп. 5 п. 2 ст. 149 НК.

Платежные системы

Россельхозбанк сообщил о восстановлении работы карт UnionPay за рубежом. Как они это сделали?

Позитивные новости для всех, кто платит за границей картами Union Pay Россельхозбанка: наличные можно не снимать, карты работают для оплат, сам банк публикует списки стран.

Банки

💳 Сбер поднимет стоимость уведомлений по дебетовым картам с 1 августа

Теперь за уведомления клиенты Сбербанка будут платить 99 рублей в месяц.

Общество

С 1 марта 2025 года несовершеннолетним нельзя продавать энергетики

Продавцы будут требовать паспорт при продаже энергетических напитков.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: пользователи браузера Chrome остались без паролей, москвич выиграл в лотерею 170 млн рублей, а Татьяна Бакальчук подала на развод

Подготовили обзор главных событий дня — 31 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Личные финансы

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Инвестиции в недвижимость — устойчивая модель капитализации на российском рынке. Рассказываем о том, как правильно входить в модель заработка на рынке недвижимости в 2024 году и как грамотно повышать доходность собственности. 

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Казначейство начнет выдавать чиновникам электронные подписи

Государственные органы, которые не включены в ЕГРЮЛ, смогут получить квалифицированную электронную подпись в Казначействе.

Общество

За контракт с Минобороны будут платить больше — по 400 тысяч рублей

Размер единовременной федеральной выплаты за подписание контракта с Минобороны увеличили до 400 тысяч рублей.

Как главбуху принять дела от предшественника

В идеальной ситуации новый главный бухгалтер получает дела от своего предшественника после инвентаризации по акту приема-передачи. Такое возможно, если бывший главбух увольняется не внезапно и без конфликтов. Но часто новому сотруднику вручают коробки с документами и говорят «Теперь ты главный и за все отвечаешь». Из статьи узнаете, как главбуху принять дела и наладить учет после предшественника, чтобы не отвечать за чужие ошибки.

Как главбуху принять дела от предшественника
НДФЛ

При разделе наследства придется заплатить НДФЛ

Если наследники между собой поделили полученное наследство по-своему, компенсация за такой раздел будет облагаться НДФЛ.

ЕНП (единый налоговый платеж)

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Для уточнения расчетов с бюджетом нужно периодически проводить сверку с налоговой. Это поможет понять, почему показатели не сходятся, вовремя выявить и исправить расхождения. Собрали перечень справок по ЕНС и ЕНП, которые в этом помогут.  

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Интересные материалы

Личные финансы

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход

Рекомендовать — несложно, а если продукт действительно качественный и нужный (например, legaltech-инструменты), это еще и приятно! Двойная польза, когда за честные рекомендации вам платят денежное вознаграждение. Рассказываем о возможностях партнерских программ для современных юристов.

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход