Платежные системы

Турецкая афера

Газпромбанк предупреждает клиентов—владельцев карт о новом мошенничестве с банковскими картами. Это так называемый неэлектронный фишинг, до сих пор не известный россиянам. Несколько клиентов банка, воспользовавшись услугой получения наличных по карте в небольших магазинах Турции, впоследствии недосчитались денег на своих счетах.

Елена Хуторных

Газпромбанк предупреждает клиентов—владельцев карт о новом мошенничестве с банковскими картами. Это так называемый неэлектронный фишинг, до сих пор не известный россиянам. Несколько клиентов банка, воспользовавшись услугой получения наличных по карте в небольших магазинах Турции, впоследствии недосчитались денег на своих счетах. 

В пресс-службе Газпромбанка «Бизнесу» рассказали, что недавно несколько клиентов опротестовали ряд операций по своим картам, совершенных в банкоматах Турции. Операции были совершены уже после того, как клиенты уехали из страны. При этом никто из пострадавших не терял карт и не сообщал кому-либо их пин-код. 

Всех их объединило одно — они вспомнили случаи получения наличных в кассах магазинов, где их просили ввести пин-код карты. 

Получение наличных по картам в кассах магазинов — достаточно распространенная на Западе услуга. Российское законодательство не разрешает торговым точкам выдавать наличные из кассы по банковским картам. Возможно, это и к лучшему, поскольку иногда этот сервис используют в своих целях мошенники. Например, в Турции, где произошли случаи обмана туристов, банкоматов не так много. Поэтому на турецком рынке появилась новая услуга — получение наличных через кассы магазинов. Часто их называют в Турции post-office. 

Единственное, чем отличается точка мошенников от честно работающего магазина,— владельца любой карты просят ввести ее пин-код на специальной панели. «Владельца карты просят ввести свой пин-код, правильность ввода которого должен проверить банк-эмитент. Но пин не направляется в банк, а записывается мошенниками с помощью устройства, имитирующего панель для ввода пин-кода. Клиент банка через некоторое время может обнаружить в выписке по счету своей карты операции снятия денег в банкоматах, которые он не совершал»,— сообщает Газпромбанк. В таких случаях мошенники нередко даже сами оплачивают покупку владельца пластиковой карточки, ведь получив ее номер и пин, они многократно вернут себе эти вложения. 

В банке отметили, что это первый случай жалоб клиентов российских банков на такой вид мошенничества. Однако, по словам участников рынка, такой способ похищения данных карты распространен за границей. А лучший способ борьбы с ним — информирование банками своих клиентов. «Введение пин-кода при оплате картой покупок в магазинах или снятии наличных в кассе торговой точки не требуется, если это карта с магнитной полосой. пин нужен только для авторизации чиповых карт, которых пока в России выпускается не так много»,— говорит заместитель председателя правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко. 

Платежные системы предупреждают банки о том, что им стоит лучше информировать владельцев карт, в каких именно случаях они должны пользоваться пин-кодом. Случаи в Турции показали, что владельцы карт предоставляли требуемый пин-код, не зная или забыв о том, что он не нужен при операциях в магазине. «Клиенты привыкли, что в банковских пунктах выдачи наличных у них спрашивают пин-код»,— объясняют в Газпромбанке. А в связи с тем, что банки все больше стали выпускать чиповые карты (хотя Газпромбанк их не выпускает), для которых ввод пин-кода обязателен при любой операции, клиенты могут подумать, что это требование распространяется и на карту с магнитной полосой. Кстати, операция по карте, которая не требует ввода пин-кода, завершится нормально, если пин-код все же введут, даже на настоящей панели (мошенники в магазинах могут и просто записывать действия клиентов на камеру, когда те вводят пин-код). 

По словам вице-президента Юниаструм банка Вадима Гаврилова, владельцам карт лучше всего подключить услугу SMS-информирования об операциях по карте — информация о совершенной операции приходит практически моментально, и можно сразу блокировать карту в случае подозрений. «Ряд банков также выставляют ограничение на снятие наличных по карте в день или в месяц, что тоже в некоторой степени может защитить клиента»,— говорит он. «Турция и некоторые страны Азии — регионы, в которых опасность мошенничества с картами выше средней,— говорит вице-президент Связь-банка Аркадий Комягинский.— Я бы посоветовал снимать наличные только в банкоматах и только крупных, знакомых банков». Газпромбанк предупреждает своих клиентов — поскольку он не выпускает чиповых карт, клиентам рекомендуется использовать пин-код только в банкоматах и банковских пунктах выдачи наличных. А также по возможности не расплачиваться картами в небольших сомнительных лавочках. 

Начать дискуссию