Возможности. Сделки "репо" дают возможность одним компаниям получить кредит под низкую ставку, не имея кредитной истории, а другим - заниматься кредитованием, не имея банковской лицензии.
Траст", оценивает объем заключенных сейчас сделок "репо" с российскими активами в $5-10 млрд. По его словам, это в основном внебиржевой рынок, поскольку существующие биржевые инструменты не предоставляют возможности адекватно управлять кредитными рисками. Главная проблема состоит в отсутствии механизма margin calls (восстановление оговоренного дисконта сделки при изменении цены базового актива). В среднем рыночные условия сделок "репо" по акциям составляют 7-8% годовых в валюте при 25-40-процентном дисконте, по евробондам ставка "репо" - составляет LIBOR + 2,5-3,5% годовых при дисконте 15-25%. Рублевые ставки более волатильны и привязаны к денежному рынку.
Ситуацию с margin calls можно пояснить на примере. Например, если клиент получает в кредит 80% от стоимости еврооблигации, которая в момент заключения сделки котировалась по номинальной стоимости, то при снижении ее цены до 90 процентных пунктов от номинала он обязан внести деньги для того, чтобы восстановить прежний уровень дисконта. При росте цены он получит дополнительные средства. Обычно контрагенты предусматривают такие ситуации и сторона, риск которой возрастает, получает соответствующее покрытие по страховому депозиту.
Операции "репо" актуальны всегда. Если рынок устойчиво растет, то наблюдается естественный интерес к увеличению клиентами бумаг в портфелях, при спаде многие просто продлевают контракты. Дивиденды и купонный доход на бумаги получает тот, кто отдает их в "репо" - это международная практика.
Проделки с недвижимостью. Квартира - единственная непреходящая ценность, которую может заложить рядовой российский гражданин.
Но стандартная процедура получения кредита под залог недвижимости сложна и банки неохотно идут на связанные с нею риски. Поэтому еще недавно была распространена практика выкупа квартиры с обязательством обратной продажи по истечении определенного срока - в среднем не более года. В качестве цены сделки фигурирует ликвидационная стоимость квартиры, которую к тому же дисконтируют на 20-30%. Это очень жесткая схема, и внятного экономического смысла она не имеет. Но обстоятельства бывают разные. Впрочем, случай, когда деньги нужны срочно и на любых условиях, а при этом есть надежда (быть может, призрачная) их вернуть в течение одного-двух лет, типичен для нецивилизованного бизнеса.
Вероятно, его становится меньше - и это одна из причин того, что подобные сделки уже достаточно редки. Главная же причина - изменение условий на рынке ипотеки в связи с приходом на него крупных транснациональных компаний, таких как "Дельта-кредит" и "Сити-групп". По крайней мере теперь клиент, которому необходимо сделать первый взнос в строительство нового жилья, сохранив прежнее, обратится к ним.
Урожай уходит в залог. Совсем другое дело - финансирование под залог товара в обороте. Это реальная необходимость для большинства торговых и перерабатывающих компаний сельскохозяйственного сектора. Практически все из них заинтересованы сделать основные закупки сырья в период урожая. Например, оборотные средства такого предприятия покрывают объем, который оно может перерабатывать на протяжении четырех месяцев. Купив это количество и заложив его по той или иной схеме, оно получает средства для того, чтобы обеспечить себя сырьем еще на три месяца.
Разумеется, есть теоретическая возможность взять кредит в банке под залог. Но в случае невозврата кредита процедура с описанием имущества и привлечением судебных приставов относительно длительная. Даже если стороны прописывают, что реализация производится во внеконкурсном порядке, с момента отказа должника от выполнения обязательств до получения средств проходит не менее месяца. Между тем этот же товар собственником может быть продан в течение двух часов. Поэтому более жизнеспособной опять-таки является схема с переходом прав собственности. Компания-кредитор выкупает у заемщика товар на сумму, эквивалентную сумме кредита. При этом цена сделки для биржевых товаров определяется как рыночная минус 25-30%. Для небиржевых базовой ценой служит оценка экспертного агентства, работающего на аграрном рынке, например "СовЭкон" или "ИКАР". В течение срока действия договора заемщик постепенно выкупает свой товар по цене продажи, увеличенной на надбавку.
"Маржа" в этом секторе сделок "типа "репо"" имеет сложную структуру. Ее "ядро", естественно, составляет неявный процент за кредит. Кроме того, в нее входят расходы по хранению и страхованию товара в пользу нового собственника и налог на имущество. Работая по этой схеме, клиент может забирать товар со склада на переработку или продажу, завозить новые партии. Он должен только поддерживать неснижаемый остаток, который юридически ему не принадлежит. Поэтому возникает еще одна необходимая статья - оплата труда сюрвейера, специального наблюдателя, который также следит за условиями хранения товара и его качеством, и она также ложится на плечи клиента. Впрочем, все эти затраты - естественная составляющая его деятельности. Тем более их пришлось бы аккуратно оформлять при получении кредита по залоговой схеме. В сделке "типа "репо"" эти издержки формально переносятся с его баланса на баланс контрагента. А экономически для клиента она ничем не отличается от кредита под залог товара. Исключение составляет только уплата НДС на разницу суммы продажи и выкупа.
Если исключить проценты за кредит, то величина надбавки к цене при обратном выкупе товара в среднем составляет от 1 до 4% годовых. Ясно, что чем больше объем финансирования, тем меньше удельный вес себестоимости этой схемы для клиента. Финансирование в этом секторе носит ярко выраженный сезонный характер - договоры заключаются, как правило, на срок от трех до девяти месяцев. Самый ходовой товар прошлой осени - пшеница и подсолнечник.
Операции такого рода проводятся как самостоятельными финансовыми компаниями, так и аффилированными структурами банков. Но, по сути, погоду на этом рынке делает один участник - это ООО "Финансовая компания "Рабо-инвест"", дочерняя фирма нидерландской группы "Рабобанк". Председатель правления "Финансовой компании "Рабо-инвест"" Алексей Беляев в интервью журналу "Финанс." оценил долю операций своей компании на общероссийском рынке сделок "репо" с товарами в 70-90%, а его общий объем - в $3 млрд.
Итак, у схемы "репо" с активами любого рода есть несколько достоинств, но главное из них - ее либеральный характер. А за свободу надо платить. Хотя бы немного.
КОММЕНТАРИИ
Роман Струков, начальник отдела финансирования сделок "репо" банка "НИКойл":
- Так называемые сделки "репо" на товарных рынках - это кредитование под обеспечение только товарами в обороте. Подобные схемы - обычная практика работы на развивающихся рынках, там, где не развита банковская система, а заемщики часто не имеют кредитной истории. От классического "репо" здесь остался только переход прав собственности, с точки зрения технологии - это две товарные операции. Инструмент достаточно сложный по продвижению, поскольку сделка жестко структурируется, начиная от договорной базы и заканчивая полным экономическим расчетом. Сложность реализации сделки и является основным минусом для клиента, с другой стороны, это, наверное, единственная возможность привлечь финансирование в необходимых объемах при отсутствии иного обеспечения.
Очень важно, что при реализации такого рода финансирования банк фактически выступает в качестве поручителя в расчетах и финансового консультанта, а также обеспечивает поддержку компании по всей цепочке ее деятельности, вплоть до конечной реализации продукта. При этом банк старается выстраивать структуру сделки таким образом, чтобы клиент имел возможность маневра в случае изменения рыночных цен на "заложенный" товар. Например, на рынке сложилась ситуация, что цены выросли и клиент хочет этот товар продать, или ему необходимо взять в переработку больше, чем он планировал, - структура сделки позволяет осуществить либо досрочное освобождение товара, либо замену одного товара на другой.
Александр Мячиков, вице-президент банка "БФГ-кредит":
- Существует две схемы кредита под залог недвижимости: первая - это кредит под залог с соответствующим оформлением и вторая - с выкупом этой недвижимости на уполномоченную структуру кредитной организации. Схема финансирования с приобретением прав собственности на юридически свободную квартиру была популярна раньше - с 1997 по 2001 год. Теперь это не более чем одна из схем, которую банк может предложить заемщику, в котором он не уверен. Средний клиент по этой услуге - владелец квартиры стоимостью до $200 тыс., которая легко продается, срок подобных сделок - не более года. Существуют экспертные оценки специальных компаний - они дают нам свои заключения по трем способам оценки: сравнительный, затратный и доходный. На практике банки используют ликвидационную стоимость, которую определяет затратный метод, и дисконтируют ее примерно на 20-30%. Тем самым защищая себя от возможного резкого понижения цен на недвижимость. С клиентом заключается кредитный договор по стандартной форме с обеспечением по второму договору, в котором фиксируется сделка продажи с условием обязательного выкупа через определенное время. Если выкупа не происходит, то банк может списать задолженность путем продажи этой квартиры. Я не могу сказать, что эта схема интересна для массового потребителя, но в определенном смысле она проще остальных. Объем таких сделок по Москве невысок - около $3 млн в месяц. Процентные ставки по кредиту - 12-14% годовых, в прошлом году - 16-19%. Но сложно представить, что кредитная организация может рассматривать эту деятельность как основную - это уже недалеко от модели стамбульского базара.
Начать дискуссию