Банковская бухгалтерия — особое направление в учете. Точность и аккуратность здесь в двойной цене — бухгалтеры, оперирующие миллионными суммами, права на ошибку попросту не имеют. Поделиться с читателями «Расчета» некоторыми секретами своей работы согласились главные бухгалтеры трех московских банков.
Кирилл ПАРФЕНОВ
Давайте знакомиться
Ирина Коротченко — главный бухгалтер Русского Банка Развития работает в бухгалтерии РБР на протяжении десяти лет. Она пришла в банк, уже имея за плечами большой опыт работы финансистом. За годы трудовой деятельности, Ирине Анатольевне довелось получить представление о специфике ведения учета производственных и торговых предприятий, поработать практически на всех участках бухучета.
По мнению Ирины Анатольевны, одним из основных условий для успешной работы любого банка является наличие сплоченного трудового коллектива, в котором не место случайным людям. С другой стороны, условия работы должны быть таковы, чтобы настоящие профессионалы, любящие и ценящие свою работу, из банка не уходили. «Разумеется, эти слова относятся и к нашим бухгалтерам. Конечно, работа у нас непростая, ненормированный рабочий день ни для кого не в диковинку, но зато и результаты банка говорят сами за себя. И, на мой взгляд, во всех наших достижениях велика и заслуга бухгалтерии», — рассказала Ирина Анатольевна.
Другие герои нашей статьи также имеют большой рабочий опыт и могут многое рассказать об особенностях работы в банках. Так, главный бухгалтер Абсолют Банка — Ольга Пригорницкая пришла работать в банковскую сферу в 1993 году. Ее карьера началась с должности бухгалтера в АБ «Глория Банк». По ее словам, в это время все банковские работники начинали «с нуля», росли вместе со всем банковским рынком, следили за развитием законодательной базы. «Абсолют Банк стал третьим банком в моем послужном списке. Я работаю здесь уже почти десять лет, и мне очень нравится моя работа», — поделилась Ольга Николаевна. Основную сложность работы бухгалтерии любого банка она видит в необходимости своевременного ежедневного закрытия баланса, в подготовке внутренней и внешней финансово-экономической отчетности. К тому же рост количества структурных и региональных подразделений банка требует совершенствования всех технологических процессов. Однако все возникающие трудности можно успешно решить, если правильно и четко организовать рабочий процесс, верно расставить приоритеты.
Виталий Мельник, — главный бухгалтер банка «Московский капитал», также рассказал, что весь его трудовой опыт связан с банковской бухгалтерией. Будучи еще студентом, Виталий Николаевич устроился на работу в бухгалтерию банка консультантом по вопросам бухучета. Позднее наш собеседник прошел все возможные ступеньки карьеры: работал и бухгалтером, и начальником отдела и так постепенно дослужился до главного бухгалтера банка «Московский капитал». «Наш банк работает уже 12 лет, и сегодня мы имеем около сорока отделений и филиалов, стабильно входим в сотню ведущих российских банков. Так что на ногах мы стоим крепко. И, конечно, бухгалтерия делает все возможное, для того, чтобы банк нормально функционировал и успешно развивался. Это наша работа», — заверил Виталий Николаевич.
Специфика учета
Интересно, что на вопрос о специфике банковского учета бухгалтеры отвечают по-разному. Так, Ирина Коротченко считает, что о какой-то особой организации банковской бухгалтерии говорить не приходится. По ее словам, основные функции бухгалтерского учета можно выразить следующим образом: отражение текущих операций и контроль. Основные механизмы и правила, по которым работают практически все бухгалтеры крупных предприятий, во многом универсальны. Поэтому если рассуждать об отраслевой специфике банковского учета, то в первую очередь в глаза бросаются какие-то внешние факторы. Например, двадцатизначные разряды счетов, которые в бухгалтерии производственного объединения, конечно, не увидишь. Поэтому основные различия заключаются непосредственно в сферах деятельности каждого конкретного предприятия. «Например, страховые агентства предлагают услуги по страхованию, мы же занимаемся предоставлением банковских услуг: кредитование, депозиты, услуги по переводу средств. Принцип двойной записи, принятый в бухгалтерской деятельности, от этого не меняется. А вот организация самой бухгалтерии как рабочего подразделения, способы оптимизации труда могут значительно отличаться даже в двух разных банках», — рассказала Ирина Анатольевна.
Ольга Пригорницкая также полагает, что специфика банковского учета зависит от структуры финансового отдела банка. «Как правило, сегодня банки отходят от традиционной бухгалтерии, в функции которой входило отражение всех совершаемых операций. Современная бухгалтерия банка наделена контролирующими функциями, помимо этого она проводит текущий консалтинг подразделений. Функция формирования бухгалтерских записей в операционном дне стала прерогативой подразделений, отражающих операции бэк-офисов. Это не относится к учету и отражению операций банка как хозяйствующего субъекта. Расчеты с дебиторами, начисление и выплата заработной платы сотрудникам, расчеты с подотчетными лицами продолжают оставаться зоной ответственности бухгалтерии. Кроме этого, специфика банковского бухгалтерского учета определяется собственным планом счетов и правилами его ведения. Над его воплощением в жизнь в нашем банке работает целое управление методологии», — рассказала Ольга Николаевна.
В РБР схема работы оказалась схожей. Ирина Коротченко рассказала, что ряд функций бухучета был передан в ведение бэк-офиса. Это подразделение занимается учетной деятельностью, связанной с депозитными и кредитными операциями, ценными бумагами. Все внутрихозяйственные платежи и начисление заработной платы находятся в компетенции возглавляемого Ириной Анатольевной Финансового департамента банка. Решением вопросов, связанных с отчетностью и налоговым планированием, также занимается Финансовый департамент. Помимо этого, в круг его задач входит и разработка методологических материалов для сотрудников бэк-офиса, чтобы они правильно понимали свои функции и задачи по отражению тех или иных операций. Более того, в рамках этого департамента, был создан специальный отдел последконтроля, который осуществляет все необходимые проверки работы бэк-офиса.
А вот Виталий Мельник счел необходимым подойти к проблеме с иной стороны. По его мнению, если сравнивать бухгалтерию банка с отделом по учету какого-нибудь предприятия, то сразу бросится в глаза несопоставимое количество операций. «Всего за один день через нашу бухгалтерию проходят тысячи документов. На предприятиях с такими объемами операций бухгалтерам сталкиваться не приходится», — заверил Виталий Николаевич. Отметил главный бухгалтер «Московского капитала» и еще одну особенность: в банковской бухгалтерии работают профессионалы более высокого уровня, нежели в других отраслях, где требуется организация учета. Сам Виталий Николаевич старается даже на рядовые должности приглашать людей с опытом работы главбухом. Он рассказал, что в работе банковской бухгалтерии частые проверки — скорее норма, чем неприятная неожиданность. И представители Центрального банка, и налоговики, и аудиторы — частые гости в учетных отделах кредитной организации. Поэтому любой сотрудник банковской бухгалтерии просто обязан быть профессионалом высочайшего уровня: другие столь сурового рабочего графика попросту не выдерживают. А когда все бухгалтеры уверены в себе, четко знают состояние вверенных им дел и не боятся отстаивать свою позицию на любом уровне, — за организацию учета можно быть спокойным.
Рассказал Виталий Николаевич и о структуре возглавляемой им банковской бухгалтерии. Она имеет в своем составе три основных управления, а именно: бухучет, сводная отчетность и налоговый учет. Особняком стоит Управление по работе с филиалами и отделениями, которое занимается разработкой методологических пособий и рекомендаций для филиалов банка, а так, же проверяет выполнение всех предписаний на местах. Управление сводной отчетности ведает всеми вопросами по отчетности перед Центральным банком и другими контролирующими органами, за исключением налоговой инспекции. Всеми хозяйственными, а также рублевыми и валютными операциями занимается Управление бухгалтерского учета. И соответственно любые вопросы, касающиеся взаимодействия с налоговыми службами, находятся в компетенции Управления налогового учета.
Учет и компьютер
По словам Ирины Коротченко, автоматизация и бухгалтерия — понятия неразделимые. Банк постоянно растет, динамично развивается и тот объем информации, который проходит через Финансовый департамент и бэк-офис, обработать вручную физически невозможно. Постоянные изменения действующего налогового законодательства также усложняют работу банковской бухгалтерии, что делает необходимость автоматизации учета особенно острой. «Мы сотрудничаем с одной известной фирмой, которая обеспечивает нас всеми необходимыми программными продуктами. Помимо этого, в рамках самого банка действует Департамент информационных технологий, специалисты которого помогают нам в решении всех возникающих проблем», — подытожила Ирина Анатольевна.
Ольга Пригорницкая видит главную задачу автоматизации учета бухгалтерии в организации успешного взаимодействия подразделений банка: мидл-офиса, бэк-офиса и бухгалтерии. В организации этого взаимодействия и заключаются некоторые сложности. Так, главный нюанс автоматизации учета банковской бухгалтерии заключается в том, что в условиях быстрых темпов развития банка, увеличения количества представительств в регионах существующие программные продукты приходится постоянно адаптировать под меняющиеся требования. «На данный момент мы ждем, что разработчики предложат универсальное решение этого вопроса, которое бы полностью нас устроило».
Виталий Мельник уверен, что лучший вариант, когда программное обеспечение разрабатывается квалифицированными программистами непосредственно для решения задач конкретного банка. Впрочем, Виталий Николаевич считает, что на сегодняшнем рынке немало достойных предложений и от производителей, разрабатывающих универсальные программы. Так, бухгалтерия банка использует программный комплекс «Инверсия XXI век», которым в целом довольна. Однако, по словам Виталия Николаевича, у программистов после установки комплекса осталось немало работы — программу приходится адаптировать и дорабатывать под потребности банка.
Как общаться с инспекторами
Встреча с представителями налоговых служб — головная боль для любого бухгалтера. Однако грамотный подход к выстраиванию отношений с инспекторами нередко позволяет свести неприятные впечатления от совместной работы к минимуму.
«У РБР с налоговиками нормальные, рабочие отношения», — рассказала Ирина Анатольевна. Впрочем, согласно ее словам случаются и казусы. Например, при переводе банка из одной инспекции в другую налоговики забыли передать своим коллегам сведения об уплаченном налоге. В итоге сотрудники новой инспекции начислили бухгалтерии банка внушительный штраф и предложили оплатить задолженность по налогу. «Конечно, нам удалось доказать свою правоту, но ситуация была, скажу прямо, неприятной». По мнению Виталия Мельника, работать с налоговиками непросто. Возникает очень много бытовых, рутинных проблем, требующих досконального, въедливого разбирательства. Так, одному из отделений банка довелось судиться с налоговиками из-за ста рублей. Операционист в налоговой инспекции при вводе платежки допустил ошибку. По его вине сумма налога, необходимая к уплате, возросла на сто рублей. Налоговики отказались признавать свою ошибку, и дело дошло до суда, который, разумеется, принял сторону банка. «Конечно, сумма в сто рублей может показаться несерьезной, но я считаю, что мы поступили правильно, пойдя на принцип и добившись признания своей правоты в суде, — рассказал Виталий Николаевич. — Я не хочу сказать, что это самая большая проблема, с которой когда-либо сталкивался наш банк. Но если говорить про сотрудничество с инспекторами, то именно такие «мелочи» и портят от него все впечатление».
А вот отношения Абсолют Банка с инспекторами складываются благоприятно. В банке работает внутренняя налоговая служба, сотрудников которой главный бухгалтер подбирала лично и теперь доверяет им решение всех спорных вопросов с государством по налогообложению. «В итоге органы налогового контроля претензий к банку не имеют, и это лучший показатель успешности нашего взаимодействия с ними», — рассказала Ольга Пригорницкая.
Корпоративный дух
Поддержание коллективного духа сотрудников на должном уровне и мотивация рабочего коллектива — для банковской бухгалтерии вещи очень важные. В один голос это отмечают и сами главные бухгалтеры.
Ирина Коротченко рассказала, что трудовой коллектив сложился в банке давно, практически все сотрудники бухгалтерии отлично знают друг друга и охотно помогают в работе. А приходящим в банк работникам помогает адаптироваться к новым условиям труда Управление по работе с персоналом, проводящее специальные семинары под названием «Добро пожаловать в РБР!». Сотрудники бухгалтерии периодически посещают мероприятия, необходимые для повышения квалификации. Но и во время ежедневной работы делается все возможное для того, чтобы бухгалтеры банка были специалистами самого высокого уровня. «Так, я нередко устраиваю своеобразную ротацию сотрудников, переводя бухгалтеров с одного участка на другой. На мой взгляд, работники узкой квалификации постепенно уходят в прошлое: современный специалист по учету должен обладать таким набором знаний, чтобы легко справляться с любым заданием в рамках бухгалтерской профессии», — высказала свое мнение Ирина Николаевна.
Ольга Пригорницкая рассказала, что бухгалтерия Абсолют Банка состоит из 5 отделов: организации учета, по работе с филиалами, расчетов по заработной плате, учета внутрихозяйственных операций и учета рублевых операций. Рабочий процесс в отделах отлажен до мелочей, а дружеские отношения между сотрудниками помогают решать самые сложные задачи. Ольга Николаевна считает, что одна из основ успеха банка — четкая и выверенная работа коллектива. Конечно, эти слова можно отнести к работе любого подразделения, но они особенно важны для бухгалтерии банка. Поддержание здорового психологического климата, стабилизация кадрового состава и повышение уровня его функциональности одна из главных задач руководителя бухгалтерии. Мы охотно принимаем на работу, не только опытных, высококвалифицированных специалистов, но и тех, кто только начинает строить свою карьеру. Это обстоятельство, по ее мнению, благоприятно сказывается на микроклимате. «Как, наверное, и в большинстве бухгалтерий у нас сложился женский коллектив, но, замечу, без типичных связанных с этим проблем. В нашей бухгалтерии ощущается особая теплая, уютная атмосфера, в которой комфортно работать не только нам, — многие сотрудники из других подразделений частенько заходят в гости», — рассказала наша собеседница.
Оказалось, что у бухгалтерий разных банков немало схожих черт, особенно в вопросах организации работы. Но тем не менее очень многое зависит от самого руководителя, от его видения проблем бухгалтерии и методов их решения. И если в кресле главного бухгалтера банка окажется действительно профессионал своего дела, можно быть уверенным что банку непременно будет сопутствовать успех в работе.
Начать дискуссию