Основной конкурент для любого банка в России - это Сбербанк

Интервью с Уильямом Роудз, старшим вице-председателем Citigroup 10 лет назад Уильям Роудз вместе с возглавлявшим Центробанк Виктором Геращенко торжественно открыли российскую "дочку" Citigroup, крупнейшей финансовой группы мира. Недавно Роудз, старший вице-председатель Citigroup, снова на несколько дней заехал в Москву - отпраздновать 10-летнюю годовщину банка

10 лет назад Уильям Роудз вместе с возглавлявшим Центробанк Виктором Геращенко торжественно открыли российскую "дочку" Citigroup, крупнейшей финансовой группы мира. Недавно Роудз, старший вице-председатель Citigroup, снова на несколько дней заехал в Москву - отпраздновать 10-летнюю годовщину банка. Он считает Россию приоритетным направлением для Citigroup и собирается развивать в первую очередь начатый полтора года назад бизнес по обслуживанию частных лиц. Средний и мелкий бизнес в сферу интересов Ситибанка пока не входит, но он намерен продолжить борьбу за крупные предприятия. Президент Ситибанка Аллан Хёрст сетует, что банк работает еще не со всеми компаниями, с которыми хотел бы.

- Вы открыли "дочку" Citigroup в России 10 лет назад. Что, на ваш взгляд, изменилось в нашей стране за это время?

Билл Роудз: Сначала, в 1992 г. , я открыл представительство Ситибанка в Москве, а через два года - ЗАО КБ "Ситибанк". В 1996 г. был открыт филиал нашего банка в Санкт-Петербурге. За это время российская экономика стала более открытой. Если говорить о финансовой системе, здесь был осуществлен целый ряд реформ, сейчас правительство объявило о новых. За последнее время российская экономика в значительной степени окрепла по сравнению с докризисным периодом, стала более открытой, были сделаны правильные выводы после финансового кризиса 1998 г. Благодаря росту цен на сырьевые ресурсы у России сейчас более мощная экономическая база, чем раньше. Тем не менее есть области, где реформы не терпят отлагательства. Это повышение прозрачности банковской и финансовой системы, совершенствование корпоративного управления, бухгалтерского учета и отчетности. Чрезвычайно важным мне кажется вопрос о предоставлении кредиторам права на защиту своих интересов в судебном порядке. Тогда у банков появится возможность расширить кредитование, они смогут работать с малыми и средними предприятиями. Это будет способствовать уменьшению зависимости российской экономики от сырьевых ресурсов и расширению экономической базы, что является важнейшим фактором роста.

- Центральный банк пока не разрешает открывать иностранным банкам филиалы в России. Как к этому относятся в Citigroup?

Аллан Хёрст: Наш банк в России является предприятием со 100% -ным иностранным капиталом. Мы сами считаем его филиалом, но с правовой точки зрения это дочерняя компания.

Б. Р. : Это наша обычная практика, которую мы применяем не только на российском рынке, но и по всей Центральной и Восточной Европе.

- Вам было бы легче работать, если бы Citigroup смогла открыть в России филиал, а не дочерний банк?

А. Х. : Нет. Я не был в России во время регистрации банка, но мне приходилось заниматься аналогичной работой в других странах. По моему опыту, все требования, процедуры, процесс лицензирования абсолютно одинаковы.

Б. Р. : Нас устраивают оба варианта.

- Какое место российскому банку отводится в общей структуре Citigroup? Как вы оцениваете перспективы его развития?

Б. Р. : Мы рассматриваем Россию как приоритетный рынок с точки зрения капиталовложений и расширения деятельности. Мы открывали наш банк, располагая капиталом в $15 млн, а теперь наш капитал в России вырос почти до $300 млн.

- Не могли бы вы уточнить сумму, которую Citigroup планирует инвестировать в российский бизнес?

Б. Р. : Сейчас мы инвестируем значительные суммы в развитие бизнеса по обслуживанию частных лиц. Этот проект мы запустили в ноябре 2002 г. Кроме того, мы будем продолжать наращивать наш корпоративный бизнес, которым мы занимаемся с 1994 г. , а также расширять наши предложения в сфере инвестиционной деятельности банка.

Нашими клиентами являются как транснациональные, так и российские предприятия. Мы считаем, что это прекрасный бизнес, и намерены расширять его. Но в равной степени нас интересует и развитие бизнеса по обслуживанию частных лиц. Мы способны предложить российскому потребителю услуги очень высокого качества, составить достойную конкуренцию в этой области государственным и российским банкам. Наши усилия в этой области всячески поощряются Центральным банком, который ставит задачи расширения банковского обслуживания населения.

- Один из ваших крупнейших клиентов - НК "ЮКОС". В августе 2002 г. "ЮКОС" получил от синдиката иностранных банков кредит в $1 млрд на покупку "Сибнефти". Какова судьба этого кредита в ситуации, когда сделка по покупке "Сибнефти" расторгнута?

Б. Р. : Мы наряду со всеми наблюдаем за ситуацией вокруг "ЮКОСа". Это наш важный клиент, а дела наших клиентов, будь то компания или частное лицо, мы публично не обсуждаем.

- Как иностранные инвесторы в целом оценивают ситуацию вокруг "ЮКОСа"?

Б. Р. : Я не представляю все иностранное инвестиционное сообщество. Со своей стороны могу лишь сказать, что мы намерены и дальше продолжать реализацию наших планов по инвестициям в России.

- Citigroup активно кредитовала подразделения итальянской компании Parmalat по всему миру, а российский банк кредитовал российское подразделение Parmalat. Недавно компания обанкротилась. Каковы будут последствия для банка?

А. Х. : На российском рынке деятельность Parmalat остается прибыльной. Сейчас в Италии ведутся переговоры между Parmalat и банковским сообществом по глобальной реструктуризации долга Parmalat, но сам я не принимаю участия в этом процессе.

- Недавно на российском рынке появился первый итальянский банк Intesa. Насколько мне известно, среди клиентов российского банка есть немало итальянских компаний. Теперь они переходят на обслуживание в "свой" банк?

А. Х. : Нет. Многие из них уже начали работать с российской "дочкой" Intesa. Но обычно наши клиенты работают не с одним, а с двумя, тремя, четырьмя, а иногда и с большим количеством банков. Неудивительно, что итальянская компания, которая работает с Intesa в Италии, будет работать с ней и в России. Но оттока клиентов в связи с этим мы не ожидаем.

- Но ведь если глобальная компания работает с Citigroup в США и Европе, она будет работать с ним и в России.

А. Х. : Если мы предложим ей обслуживание высшего качества. Большинство глобальных компаний, как правило, работают на каждом рынке минимум с тремя банками. Мы просто стараемся присутствовать на всех рынках, на которых работают наши клиенты, и доказать им, что мы предоставляем услуги высшего качества.

- А кого в России вы считаете своими основными конкурентами?

А. Х. : Основным конкурентом для любого банка в России является Сбербанк. Он ведет очень активную корпоративную деятельность. То же самое можно сказать о Внешторгбанке. Кроме того, на рынке активно работают крупнейшие европейские банки, такие как Deutsche Bank, Westdeutsche LB, HSBC. В области инвестиционного обслуживания мы конкурируем с UBS. Если говорить о международных сделках, то это UBS, Morgan Stanley, Goldman Sachs - все банки, которые традиционно занимаются такой деятельностью. Внутри страны есть несколько российских инвестиционных банковских структур, которые занимаются андеррайтингом рублевых облигаций, и мы конкурируем с ними в этой области.

- Ряд "дочек" иностранных банков, в частности Райффайзенбанк, уже давно работают со средними российскими предприятиями. Каковы ваши планы в этой области?

А. Х. : Этот вопрос нами рассматривается, но никаких решений о начале такой деятельности до сих пор принято не было. Мы продолжаем работать с крупнейшими компаниями.

- Потому что это проще и выгоднее?

А. Х. : Речь идет не о том, что этот бизнес является более привлекательным или прибыльным для нас. Просто это особый вид деятельности, которым мы занимаемся в России уже 10 лет. Это именно та область, в которой мы стремимся расширять свою деятельность и дальше.

Для малого и среднего бизнеса характерна совсем другая структура рисков, и работа с такими предприятиями требует совершенно других подходов. Кроме того, это потребует значительных капиталовложений, как и проект по обслуживанию частных клиентов.

- Почему Citigroup так долго не решалась запустить проект по обслуживанию частных лиц в России?

Б. Р. : Такова сложившаяся практика нашей работы: впервые приходя на какой-либо рынок, мы начинаем с создания корпоративного банка, затем по мере того как рынок начинает проходить через разные этапы экономического развития, Citigroup начинает предлагать дополнительные банковские услуги. В ноябре 2002 г. мы почувствовали, что нужный момент настал, и приступили к обслуживанию частных лиц. А в конце прошлого года мы предложили населению кредитные карты.

А. Х. : Мне представляется, что именно к этому моменту сформировались необходимые рыночные условия. Если бы мы начали раньше, возможно, рынок был бы не готов к нашему предложению. Наши первые впечатления от результатов, полученных в течение этих полутора лет, исключительно положительные.

Б. Р. : Отзывы наших российских клиентов весьма благоприятны по сравнению с теми, что были получены нами на других рынках на аналогичных этапах развития бизнеса - в Польше, Венгрии и т. д. Это нас очень радует и дает стимулы для ускоренного расширения нашей деятельности в будущем.

- Потребительское кредитование и обслуживание частных лиц является основным источником доходов Citigroup. Какова доля корпоративного банка и банка по обслуживанию частных лиц в прибыли российского банка?

Б. Р. : Естественно, на нынешнем этапе более прибылен корпоративный бизнес. Что касается обслуживания частных лиц, то мы только что вошли на этот рынок. Поначалу обслуживание частных лиц требует существенных капиталовложений.

- Сейчас обслуживание частных клиентов прибыльно?

Б. Р. : Сейчас нет, ведь мы находимся всего лишь на инвестиционной стадии. Но мы ожидаем, что в течение последующих пяти лет обслуживание частных лиц станет существенной частью деятельности Ситибанка.

Мы вкладываем значительные средства в этот бизнес, будучи уверенными, что в дальнейшем он станет высоко прибыльным. Еще раз подчеркну, что наши стартовые инвестиции в бизнес по обслуживанию частных клиентов чрезвычайно велики. Вполне вероятно, со временем розничный бизнес российского банка превысит долю корпоративного. Об этом свидетельствует опыт нашей работы в других странах. В Германии, например, наибольшую прибыль приносит именно обслуживание частных клиентов.

- В структуру Citigroup входит компания CitiFinancial, которая занимается потребительским кредитованием. Когда Citigroup планирует вывести ее на российский рынок?

А. Х. : Думаю, со временем CitiFinancial непременно придет в Россию, но пока это в наши планы не входит. В текущий момент все наши силы направлены на развитие ритейлового бизнеса, в первую очередь программы индивидуального финансового планирования и программы по выпуску кредитных карт.

- Почему Ситибанк в отличие от всех остальных выдает кредиты населению только в в рублях?

А. Х. : Просто мы всегда работаем в национальных валютах. В России людям платят зарплату в рублях, а рубль в течение последних нескольких лет оставался довольно стабильной валютой. Когда кредит выдается в рублях и клиент получает доходы в рублях, ему не приходится нести курсовые риски.

- А каковы ваши прогнозы относительно рубля?

А. Х. : Все указывает на то, что в обозримом будущем рубль останется весьма стабильной валютой. Процентные ставки имеют тенденцию к понижению, экономика в относительно хорошей форме, и ею управляют весьма толковые люди, что дает основания предполагать, что в течение последующих двух лет в России и корпоративный, и розничный бизнес будет расти очень быстрыми темпами.

- ЗАО "КБ "Ситибанк" всегда показывало очень высокую прибыль по российским стандартам. Чем вы можете это объяснить?

А. Х. : Я могу назвать самые разнообразные причины. Наш банк высокотехнологичный, поэтому при относительно низких издержках мы способны обработать колоссальный объем операций. Здесь главное - сочетание эффективного управления затратами и объема деятельности.

БИОГРАФИИ: Уильям Роудз, старший вице-председатель Citigroup, курирует связи с клиентами на глобальных развивающихся рынках, отношения с государственными органами и другими властными структурами, подбор старшего руководящего состава Citigroup в странах за пределами США. Роудз начал работу в Citibank в 1957 г. после окончания Brown University, в течение 20 лет занимал руководящие должности в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. В 1977 г. вернулся в Нью-Йорк в качестве главы латиноамериканского корпоративного бизнеса группы. В 80-е гг. занимал пост председателя комитета по реструктуризации Citibank и возглавлял консультационные комитеты международных банков, которым было поручено проведение переговоров по выработке соглашений по реструктуризации долгов Аргентины, Бразилии, Мексики, Перу и Уругвая.

Аллан Хёрст, президент Ситибанка, региональный директор Citibank по России и странам СНГ, пришел в Citibank в 1981 г. после окончания Университета штата Техас и 10 лет политической деятельности. В 1991 - 1998 гг. жил и работал в Варшаве, где участвовал в создании дочернего банка Citibank. До 1995 г. занимал пост президента Citibank в Польше, позднее его обязанности были расширены до регионального уровня. До назначения в Польшу Хёрст работал в отделении Центральной и Восточной Европы лондонского офиса Citibank. С ноября 1999 г. - президент российского Ситибанка, руководит деятельностью банка в России, Казахстане и на Украине.

О БАНКЕ: Ситибанк был зарегистрирован в ноябре 1993 г. в Москве. В 1996 г. открыт филиал в Санкт-Петербурге. По данным ЦЭА "Интерфакс" на 1 января 2004 г. , банк занимал 13-е место в списке крупнейших по активам (60,8 млрд руб. ). Его капитал составил 8,6 млрд руб. , балансовая прибыль - 2,54 млрд руб. , кредиты предприятиям - 30,6 млрд руб. , а депозиты физических лиц - 3 млрд руб. Ситибанк входит в состав американской Citigroup, крупнейшей в мире банковской группы, которая работает в 100 странах. По данным журнала The Banker, на конец 2002 г. активы Citigroup превышали $1 трлн, а капитал - $59 млрд.

Елена Березанская

Начать дискуссию