Валютные операции

Некоторые вопросы минимизации операционных рисков в АБС

Вопросы оценки и управления банковскими рисками в последнее время приобретают решающее значение для деятельности финансовых организаций. Один из наиболее болезненных рисков с точки зрения обслуживания клиентов — операционный, прямое отношение к снижению которого имеет проблематика работы операциониста в АБС банка. В данной статье автор дает классификацию всех банковских рисков и рассматривает вопросы управления ими в рамках типовой АБС, а также рассматривает технологический, функциональный и методический аспекты снижения операционного риска работы в АБС.

Вопросы оценки и управления банковскими рисками в последнее время приобретают решающее значение для деятельности финансовых организаций. Один из наиболее болезненных рисков с точки зрения обслуживания клиентов — операционный, прямое отношение к снижению которого имеет проблематика работы операциониста в АБС банка. В данной статье автор дает классификацию всех банковских рисков и рассматривает вопросы управления ими в рамках типовой АБС, а также рассматривает технологический, функциональный и методический аспекты снижения операционного риска работы в АБС.

А.Н. Иконников, независимый эксперт

Банковские риски и АБС

Наиболее распространена в настоящее время следующая классификация рисков финансовых организаций:

  • кредитные риски;
  • риски ликвидности;
  • рыночные риски;
  • операционные риски.

В Указании Банка России оперативного характера от 23.06.2003 № 70-Т «О типичных банковских рисках» приводится следующий список:

  • кредитный риск;
  • страновой риск (включая риск неперевода средств);
  • рыночный риск;
  • фондовый риск;
  • валютный риск;
  • процентный риск;
  • риск ликвидности;
  • операционный риск;
  • правовой риск;
  • риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск);
  • стратегический риск.

Не останавливаясь на подробном анализе приведенной классификации, рассмотрим некоторые вопросы управления рисками в рамках типовой АБС.

В настоящее время информационные технологии и вычислительная техника настолько глубоко интегрированы в банковские бизнес-процессы, что стали неотъемлемой частью банковских продуктов, а не просто средствами сбора и обработки информации о выполняемых операциях. Сейчас невозможно себе представить осуществление безналичных расчетов каким-либо другим способом, кроме как в электронном виде. Сбор обязательной бух- галтерской отчетности, предоставление информации в органы ФНС, ФСФМ, ФСФР и другие надзорные/контролирующие организации также осуществляются только в электронном виде. И хотя Банк России пока избегает напрямую регламентировать правила (алгоритмы) обработки данных в информационных системах, тем не менее и в его документах встречаются указания на необходимость ведения внутренних документов в электронном виде, как это сделано, например, в Инструкции ЦБ РФ от 28.04.2004 № 113-И:

«4.13. Во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник обменного пункта заполняет электронный Реестр операций с наличной валютой и чеками по форме, приведенной в Приложении 4 к настоящей Инструкции. <…>

4.15. <…> Реестр операций с наличной валютой и чеками, оформленный по совершенным <…> в течение рабочего дня операциям с наличной валютой и чеками, хранится в электронном виде <…>

4.19. Документ формируется в электронном виде на основании записи электронного Реестра операций».

В Положении ЦБ РФ от 20.12.2002 № 207-П также определяются электронные документы «Отчет в виде электронного сообщения (ОЭС)», «Извещение в виде электронного сообщения (ИЭС)», а также порядок их формирования и обработки (открытый и закрытый ключи, процесс аутентификации и т.п.).

Понятно, что реализация таких требований возможна только в рамках автоматизированной банковской системы.

Очень четко прописаны протоколы (форматы и порядок обработки) обмена электронными сообщениями в расчетных системах как с резидентами (МЦИ-РКЦ-УФЭБС), так и с нерезидентами (SWIFT), их реализация также стала неотъемлемой частью функционала АБС.

Вышеизложенные тезисы говорят о том, что АБС (и другие информационные системы, эксплуатирующиеся в банках) непосредственно участвует как в процессах возникновения рисков, так и в процессах их оценки и управления. Этот очевидный факт констатируется и в упомянутом выше Указании Банка России № 70-Т, где говорится, что одним из источников операционных рисков является «несоразмерность (недостаточность) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и(или) их отказов (нарушений функционирования)».

В Письме ЦБ РФ от 24.05.2005 № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» также прямо говорится о роли информационных технологий в управлении рисками:

«3.16. <…> В отношении контроля за операционным риском наиболее важными являются:

— контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;

— соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;

— надлежащая подготовка персонала;

— регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

3.17. Снижению операционного риска может способствовать развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации».

Как уже отмечалось выше, реализация банковских продуктов (оказание банковских услуг) в настоящее время происходит непосредственно в рамках АБС. Поэтому и банковский операционный риск имеет смысл рассматривать исключительно в рамках АБС. В процитированных документах Банка России все риски, связанные с применением автоматизированных информационных систем, отнесены к операционному риску. И хотя функционирование АБС прямо или косвенно определяет практически все виды банковских рисков, в дальнейшем мы будем вести речь именно об операционном риске как о риске, определяющем все остальные. При этом важно отметить, что функциональные ограничения АБС, ошибки ПО и сбои оборудования также относятся к операционному банковскому риску.

Подходы к снижению операционного риска в АБС можно разделить на три составляющие:

1) технологический подход, при котором минимизация операционного риска производится за счет рационализации общей технологии обработки информации в автоматизированной системе независимо от прикладного назначения ПО;

2) функциональный подход, при котором операционный риск минимизируется за счет полноты соответствия реализованных прикладных алгоритмов требованиям предметной области (нормативы, правила, описания банковских продуктов и т.п.);

3) методологический аспект, направленный на повышение степени формализации нормативов, правил, законодательных актов и других регламентирующих документов, определяющих порядок и правила реализации банковских услуг и продуктов.

Рассмотрим подробнее подходы к снижению операционного риска в АБС.

Минимизация операционного риска в АБС. Технологический подход

Известно, что самым слабым звеном в автоматизированных системах при выполнении стандартных (рутинных) процедур является человек (для АБС — операционист), поэтому технологический подход в самом общем виде направлен на снижение риска человеческого фактора при выполнении банковских операций. Основным направлением здесь с точки зрения минимизации операционного риска является максимальная автоматизация процессов управления и контроля информации на стадиях ввода/вывода данных в/из АБС.

Практика борьбы за снижение операционного риска выработала ряд типовых на сегодняшний день подходов, которые реализуются во всех промышленных АБС. Рассмотрим некоторые из них.

Управление правами доступа пользователей — позволяет разграничить доступ к информации в зависимости от компетенции и сферы ответственности конкретного исполнителя. Так, например, можно предоставить право формировать и корректировать реквизиты платежного поручения одному пользователю, в то время как другой пользователь будет иметь только право просмотра. Тем самым снижается риск внесения ошибочных данных неквалифицированным пользователем.

Автоматизированное заполнение документов условно постоянной информацией — минимизирует ручной ввод данных операционистом. При этом используются такие приемы, как:

— применение различных настроечных параметров (реквизиты банка, оргструктура, ФИО руководства и т.п.), информация из которых автоматически включается в различные платежные документы, отчеты и другие документы;

— справочники-классификаторы с нормативно-справочной информацией (НСИ), которая используется как при заполнении исходящих, так и при контроле входящих документов. Состав таких справочников в АБС достаточно широк, он включает в себя общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКПО, СОАТО и др.), отраслевые классификаторы (ЦБ РФ, МНС, ФСФМ, ФСФР и др.), а также ряд международных стандартов (ISO, SWIFT, стандарты международных платежных систем);

— шаблоны операций и документов с предварительно заполненными параметрами, например маски счетов, коды документов, коды операций и т.п. Такие шаблоны позволяют избежать полного ручного заполнения документов — достаточно указать сумму и детали платежа. Если учесть, что количество платежных (и других) документов, формируемых в АБС, достаточно велико, а число реквизитов в таких документах тоже немалое, такие шаблоны являются эффективнейшим средством снижения операционного риска;

— формализованное описание условий типовых договоров, банковских продуктов (типы операций, процентные ставки, пеня, срочность и т.п.) — также позволяет избежать появления ошибок как при первоначальном вводе договора, так и при последующей его обработке (начисление процентов, пролонгация, закрытие);

— реализация протоколов обмена с внешними системами РКЦ, SWIFT, карточными процессингами и др. — исключает ручной набор платежных документов на терминалах соответствующих внешних систем. При этом очень важно обеспечить хранение в АБС формализованных описаний расчетных инструкций контрагентов.

Как видно из контекста, указанные приемы в основном направлены на минимизацию ввода реквизитов непосредственно операционистом за счет использования системной предварительно проверенной информации, хранящейся в базе данных.

Способствует снижению операционного риска и основной принцип СУБД — однократность ввода информации и многократное ее использование в различных приложениях. При этом важным элементом являются выделение и использование типовых (стандартных, ядерных) прикладных процедур, например расчета процентов, в различных функциональных модулях АБС. Здесь же следует отметить важность разработки и использования таких организационно-технических приемов, как:

  • организация двойного ввода значимой информации;
  • акцепт выполняемых операционистом операций вышестоящим лицом;
  • применение дополнительных процедур контроля результатов расчета, которые особенно широко используются при формировании банковской отчетности (поверочные тесты, расшифровки сводных и агрегированных данных и т.п.).

Минимизация операционного риска в АБС. Функциональный подход

Перечисленные выше методы снижения операционного риска не претендуют на полноту охвата, главная их особенность — это то, что они могут быть применены для любого реализуемого в АБС банковского продукта. В то же время порядок и правила выполнения банковских операций достаточно жестко регламентируются нормативными документами Банка России, начиная с правил бухгалтерского учета (формирование плана счетов и номеров счетов, выполнение проводок и т.п.) и заканчивая четкими требованиями к геометрии форм выходных документов. Кроме того, существует жесткая регламентация и со стороны внешних систем, с которыми взаимодействует АБС.

Поэтому важнейшим элементом снижения операционного риска является соответствие результатов функционирования программного обеспечения АБС этим внешним требованиям. Другими словами, алгоритмы и их реализация (код программы) не должны содержать ошибок, то есть отличий от заявленной функциональности банковского продукта и от законодательных требований к условиям его реализации.

Минимизация рисков здесь достигается за счет хорошо проработанных промышленных методов разработки ПО, анализ которых не входит в предмет настоящей статьи. Можно лишь отметить, что набирающий в последнее время популярность подход к независимой реализации сервисов в рамках информационных систем (SOA — сервис-ориентированная архитектура), безусловно, способствует минимизации операционного риска. Дело в том, что «монолитное» ПО, в котором одни и те же процедуры используются для реализации различных банковских продуктов, чрезвычайно чувствительно к модификациям — любое вносимое в интересах конкретной функциональности изменение может непредсказуемо отразиться на других функциях. А так как в настоящее время поток нормативных изменений правил выполнения банковских операций и формирования отчетности достаточно интенсивный, то и соответствующие изменения в ПО АБС вносятся практически постоянно.

Минимизация операционного риска в АБС. Методологический аспект

В основе функционирования любой автоматизированной информационной системы лежит двоичная логика. Поэтому реализация в виде программного кода возможна лишь для четко формализованных алгоритмов. Ярчайшей иллюстрацией этого тезиса является создание в настоящее время шахматных компьютерных программ, превосходящих шахматистов-профессионалов. В этом нет ничего удивительного — ведь шахматная партия развивается по четким, строго определенным правилам, количество вариантов ходов для каждой фигуры в каждой ситуации также отнюдь не бесконечно. Поэтому формализованное описание правил в виде программного кода вполне осуществимо, а количество анализируемых вариантов зависит от быстродействия вычислительных средств. А так как компьютер не устает и не «зевает», то у него есть преимущество перед человеком.

Возвращаясь к операционным рискам в АБС, в этой связи следует отметить огромное значение для их минимизации методологического обеспечения, под которым здесь понимается законодательная база. В самом деле, чем четче прописаны правила выполнения операций в законах, инструкциях, распоряжениях и других нормативных документах, тем меньше риск возникновения ошибок при реализации банковского продукта в АБС.

К сожалению, текущая ситуация далека от идеала. Так, например, задуманная одно-значная идентификация физических и юридических лиц по ИНН не дала должного результата. Из-за этого разработчики АБС вынуждены изобретать свои собственные эвристические алгоритмы идентификации клиентов, которые не всегда срабатывают правильно.

Другим примером являются правила формирования документа «Платежное поручение». В свое время эти правила были дополнены порядком формирования полей для налоговых реквизитов. Однако такой важный реквизит, как НДС, был оставлен в неструктурированном поле «Назначение платежа», причем его печать в выходной форме необходимо осуществлять с новой строки. Эту ситуацию каждый разработчик ПО также решает по-своему.

Таких примеров можно привести достаточно много. Но эти проблемы в процессе эксплуатации постепенно решаются также эмпирическим путем. В настоящее время в связи с практикой применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» рассматриваемый здесь методологический аспект приобретает особое значение.

Практически во всех АБС появился дополнительный функционал для реализации положений упомянутого Закона и связанных с ним нормативных актов Банка России и других правительственных органов власти:

— идентификация клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей — сбор информации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

— выявление среди клиентов или участников операций лиц и организаций, причастных к терроризму;

— формирование сообщений в уполномоченный орган (ФСФМ).

Появились даже автономные программные продукты с такой функциональностью, которые используют сведения, экспортируемые из АБС.

Имеется достаточно большое количество методических разработок, определяющих порядок идентификации клиентов, выявление операций, подлежащих обязательному контролю, протоколы передачи данных в ФСФМ.

Вместе с тем и в этих нормативных документах имеются положения, не поддающиеся формализации в рамках АБС. Примерами могут служить группы операций, приведенных в Положении ЦБ РФ от 20.12.2002 № 207-П и отмеченных кодами 5000 «Иные сделки с движимым имуществом» и 8000 «Сделки с недвижимым имуществом». Так как через банк проходят платежи по указанным сделкам, а в платежных документах пока никак не регламентированы ссылки на такие сделки, то выявить автоматизированным способом такие платежи невозможно, и риск невыявления таких операций достаточно велик. Что это означает для банка — можно легко себе представить.

На практике для выявления операций, подлежащих обязательному контролю, в АБС применяются различные способы фильтрации платежных документов:

  • по корреспонденции счетов, соответствующих предварительно настроенным шаблонам;
  • по нахождению суммы платежа в определенных пределах;
  • по наличию в поле «Назначение платежа» определенных словосочетаний.

Окончательное решение по отбору операций остается за операционистом. Если учесть, что, как правило, количество документов, отобранных по такому сочетанию фильтрующих параметров, бывает достаточно большим, эффективность такого контроля оставляет желать лучшего.

Заключение

Не подлежит сомнению утверждение о том, что применение автоматизированных информационных систем способствует снижению банковского операционного риска. Однако практика показывает, что и сами АБС являются источником операционного риска. При этом следует отметить, что если технологический подход целиком и полностью реализуется разработчиками АБС, то функциональные и методологические проблемы очень тесно связаны с предметной областью. И если упомянутый выше функциональный подход реализуется совместными усилиями разработчиков АБС и соответствующими службами банка-заказчика, то с методологическим аспектом все гораздо сложнее. К недостаточной проработанности (формализации) порядка и правил выполнения собственно банковских операций добавляются небанковские функции, попытки реализации которых в рамках АБС приводят к потенциальному возрастанию операционного риска.

С точки зрения методологического аспекта здесь уместно упомянуть «Базель II», или «Новое соглашение по регулированию банковского капитала», — это важнейший документ по вопросам риск-менеджмента банковской системы.

Главным нововведением соглашения «Базель II» является установление трех разных вариантов расчета кредитного риска и трех вариантов расчета операционного риска, которые должны позволить банкам и надзорным органам выбрать для себя такой метод (или методы), который, по их мнению, наиболее подходит для данного этапа развития деятельности банка и инфраструктуры рынка.

Соглашение «Базель II» операционный риск определяет как важный риск, с которым сталкиваются банки, и банкам предписывается держать определенную сумму капитала, чтобы защитить себя от связанных с ним убытков. Собственно операционный риск определяется как «риск убытков в результате неадекватности внутренних процедур или их несоблюдения, действий людей и систем либо внешних событий». Есть надежда, что ориентация на «Базель II» будет способствовать снижению операционного риска за счет лучшей методологической обеспеченности реализации банковских продуктов в АБС.

Начать дискуссию

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Интересные материалы

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России