Мировой кризис, рожденный американским кризисом ипотечного кредитования, не остался незамеченным и в России. Помимо обвала котировок акций крупнейших российских банков он также принес в банковское сообщество опасения относительно возможного кризиса банковской ликвидности.
Кризис ликвидности на мировых рынках может привести и к кризису ликвидности в России, считает Максим Осадчий, старший аналитик ИК "Антанта Капитал". Однако не все аналитики поддерживают его опасения. "Кризис ликвидности банковской системы если и может последовать, то, не из-за сектора ипотеки, а из-за потребительского кредитования, где доля невыплат значительно больше, - отмечает Вячеслав Буньков, аналитик по банковскому сектору ИГ "АТОН". - Это происходит потому, что кредиторы предъявляют заниженные требования по получению потребительского кредита». По его мнению, эти невыплаты представляют опасность, прежде всего, для таких банков как "Русский Стандарт", "Дельта банк", а не для крупнейших в России ВТБ и Сбербанка.
Ольга Беленькая, заместитель руководителя аналитического департамента "Совлинк" также не ждет проблем с ликвидностью. "Внутренняя ликвидность пока весьма высока, - полагает она. - Остатки на корсчетах и депозитах банков в ЦБ составляют около 1 трлн. рублей. Высокий уровень ликвидности поддерживается дорогой нефтью и массированным притоком капитала в Россию в первом полугодии 2007 года". Однако уже через 1-2 года проблемы с ликвидностью в России станут вполне возможны, подчеркивает аналитик. При снижении мировых цен на нефть до $50/барр. профицит счета текущих операций, по прогнозам МЭРТ и ЦБ к 2010 году сменится дефицитом. А приток капитала может оказаться недостаточным для его финансирования. В этом случае вероятно ослабление рубля и если оно окажется резким, не исключен и отток капитала, замедление роста денежной массы, проблемы с ликвидностью. В случае более резкого падения нефтяных цен (до $27-35/барр) возможны значительно более глубокие проблемы – быстрое сокращение ЗВР и стабфонда, дефицит бюджета, резкое снижение инвестиционного спроса и значительное замедление роста экономики. Для банковского сектора подобный сценарий опасен оттоком депозитов, затруднением с привлечением внешнего капитала и обслуживанием ранее привлеченных заимствований, резким ухудшением ситуации с ликвидностью и качеством активов. Между тем, пока столь существенное падение нефтяных цен представляется маловероятным в отсутствие шоков со стороны мировой экономики, а от умеренного снижения цен на энергоресурсы российская экономика и банковский сектор защищены достаточно хорошо.
Такие уверения ободряют, но тот факт, что западные Центробанки оказали поддержку рынку, а российский - нет, вызывает у некоторых экономистов опасения. Действительно, ФРС, центробанки Японии, Канады и других стран предпринимают героические действия для поддержки своих банков. По оценкам Reuters за четверг и пятницу на прошлой неделе вливания составили $326 млрд.
"Западные Центробанки помогают своей системе, поскольку в ней возник небольшой кризис ликвидности, связанный с тем, что из-за невыплат по ипотекам пострадали не только кредиторы, но и компании, в портфеле которых были облигации, обеспеченные закладными, - отмечает Вячеслав Буньков. - В России от ипотечного кризиса в США пока никто особо не пострадал. У нас не настолько развита ипотека, чтобы невыплаты по ней серьезно угрожали системе". Он поясняет, что ситуация на западе и в России отличается также и потому, что американцы большую часть жилья покупают в кредит, чего никак нельзя сказать о российском рынке жилья. В России также нет сектора, аналогичного subprime, и к заемщикам предъявляются жесткие требования. "Поэтому у нас никакого вмешательства ЦБ сейчас просто не требуется", - заключает аналитик.
"Основная цель кредитов, предоставляемых центробанками - стабилизация рынка межбанковского кредитования, - добавляет Максим Осадчий из "Антанта Капитал". - Между тем, ставки на российском рынке МБК низки, нет ни намека на кризис на данном рынке. Поэтому регулятор бездействует". "Libor в конце прошлой недели подскочила до максимума с 2001 года, и банкам просто необходимы были интервенции для поддержания текущей ликвидности, - поддерживает его Ольга Беленькая. - У нас же пока ничего подобного не происходит – ставки МБК overnight находятся на вполне приличном уровне в 3-3,25%, объем средств банков на корсчетах и депозитах в ЦБ приближается к 1 трлн. рублей и никакой необходимости во "вливаниях" со стороны ЦБ нет".
Также все эксперты сходятся во мнении, что ущерб от американского кризиса пока оценить сложно. "То, что он не ограничивается subrime, уже очевидно", - полагает г-жа Беленькая. Кризис subprime стал поводом для переоценки кредитных рисков - инвесторы вновь вспоминают о неоправданно заниженных в последние годы рисковых премиях. "Что касается остальной ипотеки - банкротство American Home Mortgage, специализировавшейся в основном на выдаче кредитов заемщикам с низким и умеренным риском, весьма показательно, - отмечает она. - Да и крупнейшая ипотечная компания США Countrywide Financial Corp (CFC) заявляет, что испытывает "беспрецедентные трудности" на долговом рынке и рынке вторичной ипотеки". "Проблемы ипотечного кредитования повлекли за собой проблемы в банковском секторе, - констатирует Ирина Пенкина, аналитик по банковскому сектору "Собинбанк". - Есть угроза, что данные негативные тенденции могут отрицательно сказаться на мировой экономике в целом".
Актуальным стал вопрос, как могут последние события повлиять на российскую банковскую систему и не вызовет ли кризис аналогичные проблемы на рынке ипотеки? Вячеслав Буньков считает, что проблема кризиса ипотечного кредитования может отразиться на российском банковском секторе косвенно, поскольку она, в случае ее продолжения, вызовет удорожание заемных средств, снижение объемов кредитования на мировом долговом рынке. "Это отразится и на деятельности российских банков", - говорит он. Полина Лазич, аналитик по макроэкономике и банковскому сектору ИК "АК БАРС Финанс" уверена, что по ипотечным кредитам кризис России пока не грозит. Во-первых, их объем еще очень мал - всего 1,3% ВВП. Для сравнения: в Польше - около 8% ВВП, Чехии - 12%, Германии - более 40%. Во-вторых, российские банки пока еще проводят достаточно консервативную политику при утверждении кандидатуры заемщика и в основном проверяют его платежеспособность.
Ипотечный кризис в России в течение ближайших 2-3 лет весьма маловероятен также вследствие весьма низкой базы. Доля ипотечных кредитов в общем объеме кредитов населению в России пока минимальна (17%). При этом по данным МВФ, в восточноевропейских странах среднее значение показателя составляет 27,9%, в Азии – 54,2%, в Латинской Америке – 37,5%, в странах с развитыми рынками – 77,5%. Таким образом, отставание России от общемировых тенденций в развитии ипотечного кредитования весьма велико, но банки в последние 2-3 года стремительно осваивают этот рынок. Проблемы могут накапливаться постепенно, но пока в условиях подъема экономики и роста стоимости залогового обеспечения рынок может развиваться опережающими темпами (сейчас темп роста превышает 100% в год) без особых рисков. Российская банковская система пока достаточно хорошо защищена от внешних воздействий в силу все еще слабой интегрированности в глобальную финансовую систему, подтверждает г-жа Беленькая. "Главный канал влияния проблем на мировом финансовом рынке на данный момент - удорожание стоимости внешних заимствований и ухудшение условий их рефинансирования, - прогнозирует аналитик. - Однако с учетом высокой процентной маржи банки могут это пережить без особых потерь".
Начать дискуссию