Кредитование

Актуальность потребительского кредитования

Актуальность потребительского кредитования (в частности, автокредитования, ипотечного кредитования) для банков сегодня очевидна. Более того, многие небанковские структуры (магазины) начали оказывать эту чисто банковскую услугу своим клиентам. Данный материал посвящен анализу ситуации с потребительским кредитованием у нас в стране в целом, а также рассмотрению ряда частных проблем, поднятых участниками Всероссийского конгресса «Рынок потребительского кредитования: спрос и предложение» * , прошедшего в Москве 11 февраля 2004 года.

А.С. Воронин, Издательская группа «БДЦ-пресс»

Актуальность потребительского кредитования (в частности, автокредитования, ипотечного кредитования) для банков сегодня очевидна. Более того, многие небанковские структуры (магазины) начали оказывать эту чисто банковскую услугу своим клиентам. Данный материал посвящен анализу ситуации с потребительским кредитованием у нас в стране в целом, а также рассмотрению ряда частных проблем, поднятых участниками Всероссийского конгресса «Рынок потребительского кредитования: спрос и предложение» Русский Стандарт» (далее — РС), основной темой разговора было массовое потребительское кредитование в нашей стране. Опыт РС на практике доказывал, что это очень сложное, но эффективное и перспективное направление банковского бизнеса в России. На тот момент программа массового потребительского кредитования развивалась банком уже четвертый год. Мы обсуждали очень широкий круг вопросов, связанных с практикой потребительского кредитования в стране, которая отвыкла от таких «подарков» со стороны банков. Организация широкой расчетной сети путем привлечения многофилиальных банков-партнеров, скорость оформления кредита, скоринговые технологии оценки кредитоспособности заемщика, умение банка грамотно просчитывать экономику бизнеса, когда речь идет о процентных ставках по выданным кредитам, — вот только некоторые проблемы, которые мы затрагивали. Даже пришли к выводу, что в России есть психологическая основа для массового потребительского кредитования — это «историческая память» населения о советских временах, когда товары отпускались в кредит, а потом этот кредит ежемесячно погашался по месту работы (просто удерживался из зарплаты).
Что примечательно, весь круг обсуждавшихся проблем уже тогда стоял перед банком «Русский Стандарт» и, насколько можно судить, успешно решался (а было это, напомню, два года назад). И еще что интересно — большинство российских банков, несмотря на очевидный успех данной программы, очень скептически относились к самой идее массового потребительского кредита без залога в России. Банковское сообщество, как будто оправдывая свое бездействие, предпочитало муссировать слухи о якобы большом проценте невозврата у РС по кредитам и скором крахе амбициозной программы. Но крах все не наступал, процент невозврата, судя по всему, был в пределах расчетного, заложенного в проект изначально, программа устойчиво приносила прибыль, и настроение в банковском сообществе стало меняться. Слухи исчезли, зато возникло общее твердое мнение, что проценты по кредитам у РС завышенные, просто грабительские, что РС обманывает потребителя, называя процентную ставку от суммы покупки, а не (как принято в банковской сфере) в процентах годовых. В ответ РС резонно отвечал, что проценты годовых — это понятно только банковским работникам, а покупателю важно точно знать, сколько он переплатит банку от суммы покупки. И если он, покупатель, согласен переплатить, к примеру, 20% в обмен на право растянуть оплату покупки на полгода, то он приобретает товар в кредит. И ему совершенно наплевать, что по банковским понятиям ставка по кредиту получается 40% годовых (при средней ставке по кредитам, скажем, на уровне 18%). Наконец нервы у российских банков не выдержали, и один за другим они стали запускать самостоятельные программы массового потребительского кредитования, признав тем самым стратегическую правоту РС.
Теперь настало время, когда идея массового потребительского кредитования (в качестве одного из эффективных направлений розницы) прочно овладела умами банкиров как потенциальный источник хороших прибылей. Как-то вдруг оказалось, что мошенников, норовящих обобрать банк и оставить его с носом, среди наших граждан не так уж и много. Напротив, большинство российских граждан, берущих мелкий кредит, предпочитают его отдать, то есть честны, и вот на этой самой честности граждан, оказывается, можно делать неплохой (и тоже честный) бизнес. А мошенников можно достаточно эффективно отсеивать на стадии принятия решения о выдаче кредита, используя различного рода экспертные системы, основанные, например, на скоринговых технологиях или просто аналитических разработках самих банков. Невозврат, конечно, будет, никуда от него не денешься, но в пределах допустимого.
В последние год-два появилась у банков и новая забота — конкуренты на рынке потребительского кредитования из небанковской, а именно торговой сферы. Фактически сегодня уже многие крупные торговые сети занимаются потребительским кредитованием своих покупателей, хотя юридически вроде бы заниматься этим не имеют права, поскольку это банковская операция. Такое положение дел вызывает у банков законное чувство протеста: небанковские организации выполняют чисто банковские операции безо всякого надзора со стороны регулирующих органов. Как быть в этой ситуации? Запретить эту ставшую уже широкой практику вряд ли возможно, да и нецелесообразно. Похоже, банки, поднимая данный вопрос и обсуждая его, скорее рассчитывают, с одной стороны, на смягчение надзора (для себя) со стороны Центробанка в данной сфере, а с другой — на появление новых эффективных форм обоюдовыгодного сотрудничества банков и магазинов в сфере потребительского кредитования.
По теме потребительского кредитования (и автокредитования как его разновидности) сейчас стали проводиться различного рода мероприятия — конференции, семинары, практикумы, а наше заботливое правительство даже намерено разработать специальный законопроект о потребительском кредитовании, чтобы защитить добросовестных потребителей от недобросовестных банков, и наоборот. Об одном из таких интересных мероприятий — Всероссийском конгрессе «Рынок потребительского кредитования: спрос и предложение» (далее — Конгресс), точнее о темах, поднимавшихся на нем, — мы и расскажем.

Банк России: потребительское кредитование — наиболее сложный сегмент рынка
Прибывший на Конгресс прямо с совещания в Правительстве РФ первый заместитель председателя Банка России А.А. Козлов в первую очередь отметил, что в практических вопросах ведения такого бизнеса, как потребительское кредитование, присутствующие в зале представители коммерческих банков наверняка разбираются лучше, чем он. А вот рассказать о решениях, принимаемых в данном направлении на уровне Банка России или Правительства РФ, о своем видении проблематики потребительского кредитования — это в его компетенции. И далее г-н Козлов рассказал участникам Конгресса, что на совещании в Правительстве РФ обсуждалась новая редакция Стратегии развития банковского сектора российской экономики. В проекте документа, в числе прочего, речь идет и о необходимости развития следующих трех сегментов банковского рынка:
— кредитование малого бизнеса;
— потребительское кредитование;
— ипотечное кредитование.
Среди перечисленных сегментов, по мнению первого зампреда Банка России, рынок потребительского кредитования последние два-три года демонстрирует поразительные темпы роста. Однако именно этот сегмент рынка технологически наиболее сложен. Получать доход можно лишь при большом количестве мелких кредитов. При этом правильная оценка кредитоспособности заемщика на этапе принятия решения о выдаче кредита банком — главная составляющая успеха в этом бизнесе.
По оценке А.А. Козлова, время, оставшееся для выхода банков на этот рынок, чтобы закрепиться на нем, — максимум три года.
Что же делает Банк России, чтобы облегчить банкам ведение бизнеса в данной области? Готовится новая редакция Инструкции «О резервах на потери по ссудам». В ней будет заложен новый, так называемый портфельный способ формирования резервов, упрощен порядок списания мелких кредитов.
Рынок потребительских кредитов — великолепная ниша для развития кредитных бюро, особо отметил первый заместитель председателя ЦБ РФ. Если в случае корпоративных клиентов банки не хотят делиться информацией о заемщиках, отчасти опасаясь, что другие банки могут переманить крупного клиента, то в случае массового потребительского кредитования уход клиентов — физических лиц, безусловно, менее вероятен и, во всяком случае, не так болезнен. Зато выгода от существования центральной базы данных (или нескольких крупных баз данных) с кредитными историями потенциальных заемщиков, в которой банки могли бы проверять информацию о кредитной благонадежности потребителей, понятна всем. При этом затраты на создание кредитных бюро будут немалые, и вряд ли система кредитных бюро заработает в России через год, по мнению А.А. Козлова, — через 2–3 года, не раньше.
В данный момент проект закона о кредитных бюро, подготовленный МЭРТом, находится в Центральном банке. Данный законопроект предусматривает создание как федерального кредитного бюро (КБ), так и системы небольших коммерческих КБ, созданных самими банками. Что касается вопроса, кому вести федеральное кредитное бюро, то, как заметил представитель Центробанка, Банк России не рвется возглавлять эту структуру, но если в этом возникнет необходимость и если этого захочет банковское сообщество, то ЦБ РФ возьмет на себя эту функцию. Оценивая перспективы развития рынка потребительского кредитования, г-н Козлов отметил, что данный рынок должен со временем перетечь в рынок кредитных карт, причем это может произойти довольно быстро.
В ходе выступления г-н Козлов получил несколько записок с вопросами. Первый из них был связан с недобросовестной конкуренцией на рынке потребительского кредитования. Сейчас, когда отсутствуют единые правила игры на этом рынке, некоторые банки ведут себя некорректно. Дело в том, что помимо собственно процентной ставки по кредиту, которая рекламируется как самая низкая на рынке, эти банки вводят различного рода дополнительные сборы (например, некую комиссию за выдачу кредита). Фактически эти дополнительные сборы делают кредит существенно дороже, чем предложения конкурентов, но клиент узнает о них постфактум, когда решение о покупке в кредит им уже принято. Планирует ли Центральный банк предпринять какие-нибудь меры для борьбы с этим явлением? В ответ первый заместитель председателя Банка России отметил, что такого рода нарушения типичны для любой массовой услуги, не только банковской. Для борьбы с ними есть два способа. Первый — развивать конкуренцию, второй — действовать через общества по защите прав потребителей. Но есть еще одна возможность — например в рамках АРБ принять некие единые для всех членов Ассоциации правила раскрытия информации на рынке, то есть некий корпоративный кодекс, который надлежит соблюдать, как правила хорошего тона. В административном порядке Банк России ничего делать не будет, это не его задача.
Второй вопрос касался новой редакции Стратегии развития банковского сектора: чем она будет отличаться от прежней? Главное отличие — изменено целеполагание развития. Цель номер один — создание условий для успешного развития банковского бизнеса, а укрепление банковского надзора — это вторая цель.
И третий вопрос был связан с Законом о страховании вкладов и участием банков в системе страхования. Сколько банков подали ходатайство на участие в системе страхования? Начались ли проверки этих банков со стороны ЦБ РФ? Как следовало из ответа А.А. Козлова, к рассмотрению ходатайств Банк России еще не приступил. Возможные сроки начала рассмотрения первых ходатайств — конец мая или начало июня 2004 года.
Райффайзенбанк Австрия: ценный опыт ипотечного кредитования частных клиентов и автокредитования
А.В. Колошенко, член правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия», рассказал об опыте потребительского кредитования банка в Словакии. Но сначала он обозначил стратегические задачи банков, работающих с физическими лицами:
  • сохранение лояльности клиента к банку на протяжении нескольких лет;
  • увеличение объема частных депозитов (особенно «длинных денег»);
  • гарантия того, что клиент обратится за кредитом именно в свой банк;
  • решение вопроса с обслуживанием/кредитованием граждан, не имеющих возможности предоставить в банк справку об официальном доходе.
Один из вариантов решения этих насущных банковских задач — модель работы на рынке потребительского кредитования банка Raiffeisen Wohn Bausparen (Словакия).
Предположим, цель клиента — получить в банке кредит на строительство в размере 300 000 словацких крон. Прежде чем клиент получит кредит, он в течение нескольких лет делает отчисления на свой депозит в банке, с тем чтобы, во-первых, накопить некую первоначальную сумму (около половины от общей суммы кредита с учетом премии государства и процентов на депозит), во-вторых, чтобы убедить банк в своем умении соблюдать платежную дисциплину.
Итак, структура формирования суммы кредита (в словацких кронах):
— ежегодное отчисление клиента на свой депозит в банке — 18 000;
— ежегодная премия государства — 4500;
— проценты, начисляемые банком на депозит клиента.
В результате через 6,4 года (в тех же денежных единицах):
— собственные накопленные средства клиента составят 111 000 (37% от общей суммы кредита);
— премия государства — 27 750 (9%);
— проценты на депозит клиента — 14 279 (5%).
Таким образом, через 6,4 года банк выдает клиенту кредит на сумму 146,971 словацких крон (300 000 - 153 029) на вполне выгодных условиях: срок — 10 лет, фиксированная ставка по кредиту — 6%.
Другой представитель ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» Венсан Таррид, заместитель начальника управления по обслуживанию физических лиц, посвятил свое выступление теме автокредитования как эффективного инструмента маркетингового продвижения услуг банков и автодилеров. Он привел несколько цифр, поясняющих общее положение дел на российском рынке продаж автомобилей по итогам 2003 года (см. таблицу). Помимо показателей продаж г-н Таррид отметил следующие параметры российского рынка:
— в основном автобизнес сконцентрирован в Москве и Санкт-Петербурге (это 45% автодилеров, из которых 10–15 — лидеры на этом рынке);
— в обеих столицах активно работают на рынке автокредитования не более 5–10 банков;
— продукты, предлагаемые банками, достаточно схожи (особенно номинированные в долларах США);
— лидируют российские банки с иностранным капиталом (у них есть источники фондирования в иностранной валюте);
— автопроизводители пока не предлагают свои финансовые услуги на российском рынке (сами не продают свою продукцию в кредит), но их появление стимулирует данный рынок.
Затем представитель ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» перешел к параметрам стандартного банковского продукта на рынке автокредитования:
— валюта: Уралсиб», Газпромбанк, банк «Первое ОВК». * Организаторы — Ассоциация российских банков, информационное агентство АК&М, спонсор — ЗАО «Райффайзенбанк Австрия».
** См.: 4/2002, с. 48–55.

Валютные операции № 4 (апрель) за 2004 год.

 

Начать дискуссию