Среди пластиковых карточек, которые банки предлагают клиентам, есть особые — кобрендинговые. Они выпускаются банками совместно с авиакомпаниями, торговыми сетями и проч. Количество таких программ растет. По словам главы представительства MasterCard Europe в России Андрея Королева, в начале 2005 г. было около 30 кобрендинговых проектов на основе MasterCard, сейчас же их около 60.
Это не просто карточки, украшенные логотипами платежной системы, банка и компании-партнера. Их владельцам партнеры предоставляют существенные скидки или иное вознаграждение. Например, Экспобанк оформляет покупателю, потратившему в сети супермаркетов «Азбука вкуса» более 5000 руб., бесплатную дебетовую карту Visa Electron, расплачиваясь которой он будет получать скидку в размере 5-10% от стоимости покупки. Скидка по картам банка «Финсервис» в сети «Седьмой континент» составляет 5% от суммы покупки. «Скидка — самое понятное и приятное для клиента вознаграждение», — уверен советник предправления банка «Финсервис» Георгий Шабад.
Сначала накопи
Но участникам многих кобрендинговых программ вместо мгновенных скидок предлагают накопление премиальных баллов, которые затем можно будет использовать тем или иным способом. Например, по самой дешевой карте «ВТБ 24» и супермаркетов «Патэрсон» Visa Electron Instant Issue (стоит $5 в год) нужно потратить минимум 250 руб., чтобы получить 12,5 премиальных рублей на бонусный счет (5% от суммы покупки). Премиальные рубли будут начисляться даже при оплате картой товаров и в любом другом месте, но по более низкому тарифу — 0,5% от суммы покупки. А вот потратить накопленные подарочные средства можно лишь в «Патэрсоне».
Некоторые карты ориентированы на определенный класс клиентов, например тех, кто много летает. Одни из самых распространенных связаны с программой «Аэрофлот-бонус». Их выпускают Альфа-банк, «Русский стандарт», Сбербанк. Русский банк развития сотрудничает с «Трансаэро», а Ситибанк — с Lufthansa. На такие карточки обычно начисляются бонусные мили, например за полеты, совершенные с авиакомпанией-партнером, либо при покупках. К примеру, за полет экономклассом в Лондон и обратно на карту, выпущенную совместно с «Аэрофлотом», начислят 1563 очка. На накопленные таким образом баллы можно приобрести бесплатный авиабилет. Например, чтобы получить подарочный билет «Аэрофлота» до Рима и обратно, нужно накопить 25 000 миль. «Бонусный билет — наиболее подходящее вознаграждение для часто путешествующих клиентов. Если же не летать, то придется чаще делать покупки с помощью карты», — отмечает начальник департамента маркетинга и банковских продуктов Русского банка развития Дмитрий Орлов. Чаще всего за потраченные по совместной с авиакомпанией карте 30 руб. бонусный счет пополняют на 1 премиальную милю. Также авиабонусы можно потратить на то, чтобы лететь бизнес-классом, оплатив билет экономкласса.
Банки выпускают как кредитные, так и дебетовые кобрендинговые карты. Последние дают возможность получать процент за хранение денег на карточном счете. На остаток средств на счете в конце каждого месяца МБРР начисляет доход из расчета 5% годовых, а «Финсервис» — 7% годовых (но только тем, кто оформит карту банка и сети «Седьмой континент» до 31 декабря 2007 г. (см. таблицу). А вот в Русском банке развития опцию начисления 3-5% годовых на остаток средств по карте с «Трансаэро» можно подключить за 150 руб. в год.
Расходные операции
Но держатели кобрендинговых карт не только получают скидки и подарки, но и несут обычные при использовании пластика затраты. Если карта кредитная, то скорее всего вам придется оплатить ее выпуск и годовое обслуживание. Скажем, дебетовая карта «Финсервиса» выдается бесплатно, а кредитная обойдется в 600 руб. в год.
Некоторые совместные карты дороже обычных кредиток. В банке «Русский стандарт» совместная с «Аэрофлотом» карта стоит 1500 руб. в год, а обычная кредитка с аналогичной кредитной ставкой — только 600 руб. Еще одна крупная статья расходов владельца кредитки — проценты за пользование деньгами (см. таблицу).
Кобрендинговые карты таят в себе опасность, отмечают психологи. Ведь предлагая их, банки и их партнеры спекулируют на человеческой слабости. Стараясь набрать баллы, люди тратят больше денег, чем пользователи простых карт. «Я стараюсь расплачиваться картой “Аэрофлот — MasterCard — Альфа-банк Platinum” везде, где можно. В месяц накапливаю до 3000 миль, за год как раз набегает на премиальный билет. Увы, обслуживание “платиновой” карты обходится в более чем $200 в год», — делится личным опытом руководитель интернет-портала «Фильм.Ру» Сергей Аксенов. «Возможность получить награду заставляет людей тратить все больше и больше», — предупреждает психолог-консультант Вероника Васильева.
Наш выбор
По данным социологов, 59% европейцев, включая россиян, хотели бы пользоваться картами, которые дают скидку в момент покупки.
Начать дискуссию