Банки

Российские банкиры успешно борются с отмыванием денег

Подозрительному клиенту могут отказать в открытии счета.

В борьбе с отмыванием денег наши банкиры оказались на удивление бдительными, исполнительными и лояльными к требованиям государства — по крайней мере так они сами себя оценивают. Об этом свидетельствует опрос, проведенный KPMG. Возможно, дело в том, что положения нашего “антиотмывочного” законодательства слишком расплывчаты.

Руководители всех российских банков считают важной борьбу с отмыванием денег, причем 60% придают ей первостепенное значение. Более того, более четверти опрошенных в ближайшие три года собираются как минимум удвоить свои расходы на борьбу с отмыванием денег, сообщает газета «Ведомости».

Практически все российские банки (87%) считают требования нашего законодательства справедливыми, но при этом предлагают их более точно сформулировать, чтобы они приносили реальный эффект (80%).

Для этого к разработке нормативной базы надо привлекать банкиров, считает начальник управления финансового мониторинга МДМ-банка Александра Яковенко: “Тогда хотя бы отпадет необходимость после вступления законов в силу договариваться о терминах тем, кто законы должен исполнять, и тем, кто это контролирует”.

В разработке закона участвовало много “практикующих банкиров”, возражает депутат Валерий Зубов. Но в остальном он с банкирами согласен. То, что лишь 7% банкиров считают требования закона справедливыми и эффективными, он объясняет так: банки посылают в ФСФМ сотни тысяч сообщений о подозрительных операциях, на десятки тысяч там обращают внимание, а до суда “доходят лишь единицы”, и “только один случай стал событием — история с Содбизнесбанком”. Однако проблема, по его мнению, не в расплывчатых формулировках: “Закон контролирует только банковскую часть финансовых потоков, а незаконные платежи, как правило, наличные”.

Результаты исследования показывают, что “меры по борьбе с легализацией незаконных доходов еще далеко не совершенны и требуют дальнейшей работы”, говорит руководитель KPMG Forensic в России Иан Колборн.

При этом никто из опрошенных не назвал наше законодательство недопустимо жестким (во всем мире таких 6%), а 13% даже предложили государству ужесточить требования к финансовым организациям для получения реального эффекта в борьбе с отмыванием.

Начать дискуссию