Кредитование

96% россиян не знают, как банк должен раскрывать условия кредита

Лишь 4% дали правильный ответ: полная стоимость кредита должна быть выражена в процентах в среднем за год.

Последние месяцы продемонстрировали явное оживление кредитования физических лиц. Несмотря на это, финансовая грамотность заемщиков остается низкой, а немалая доля из них считает возможным не возвращать кредит, ссылаясь на внешние условия. Об этом на конференции "Банковские карты: эффективный бизнес" заявила заместитель генерального директора Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Диляра Ибрагимова, сообщает корреспондент ИА "Клерк.Ру" Сергей Васильев.

В основу статистики НАФИ легли опросы россиян, проводившиеся с апреля 2008-го по сентябрь 2010 года. В каждом из них участвовали по 1600 респондентов. Опросы показали, что доля граждан, обремененных какими-либо кредитами, за последние полгода выросла в полтора раза, сообщила Диляра Ибрагимова. По состоянию на июль 2010 года раскладка выглядит так: зарплатные карты есть у 37% опрошенных, банковский вклад до востребования открыли 16%, потребительский кредит (без учета карт) взяли 21% респондентов, срочный вклад открыли 9%, дебетовые карты по вкладу есть у 5%, и, наконец, кредитные карты – лишь у 3%. Столько же – 3% опрошенных купили в кредит автомобиль и 1% воспользовались ипотекой.

Агентство финансовых исследований задавало людям вопрос: "Согласны ли вы с мнением о том, что возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если для этого есть веские основания?" В сентябре 2010 на него отвечали так: "полностью согласен" - 6%, "скорее, согласен" - 13%, "скорее, не согласен" - 26%, "полностью не согласен" - 44%, "затрудняюсь ответить" - 11%. Большинство отвечающих полагало, что банк не должен требовать возврата долга, если должник из-за кризиса потерял работу или ему снизили зарплату: "полностью согласен" - 19%, "скорее, согласен" - 36%, "скорее, не согласен" - 36%, "полностью не согласен" - 9%.

"Какое из оснований кажется вам достаточно веским для того, чтобы не возвращать кредит, не испытывая угрызений совести?" - спросило НАФИ. Ответы были такими:
"Банк сам обманул клиента, скрыв реальную стоимость кредита" - 44%;
"Банк в одностороннем порядке увеличил размер процентной ставки и платежей по кредиту" - 38%;
"Человек не может платить по кредиту из-за внезапно возникших обстоятельств" - 33%;
"Человек не рассчитал своих финансовых возможностей и теперь вынужден тратить на возврат кредита почти весь свой доход" - 13%;
"Другие заемщики не платят, ссылаясь на кризис, зачем же платить мне?"- 3%;
"По другой причине" - 1%;
"Затрудняюсь ответить" - 27%.

Агентство поинтересовалось, а знают ли люди, в каком виде, согласно закону, банк должен раскрывать информацию о полной стоимости кредита для заемщика? Выяснилось, что больше половины респондентов (53%) считают ПКС суммой в рублях за весь период кредитования. Суммой в рублях в среднем ее считают 8% опрошенных. О том, что полная стоимость кредита должна быть выражена в процентах за весь период кредитования, заявили 11%. И лишь 4% дали правильный ответ: полная стоимость кредита должна быть выражена в процентах в среднем за год. 23% не смогли ответить на этот вопрос даже приблизительно.

Начать дискуссию