Обсуждаемый в последние годы проект закона о банкротстве физических лиц слишком мягок по отношению к недобросовестным заемщикам. Об этом в ходе конференции "Финансовая система России: растущие возможности или новые риски?", проводимой в рамках Всероссийского форума промышленников и предпринимателей, заявил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
"В последние несколько лет финансовое сообщество активно обсуждает возможность принятия закона о банкротстве физических лиц, - напомнил Тосунян. - Правда, сейчас он фигурирует под именем закона о реабилитационных процедурах - видимо, чтобы мягче звучало".
Президент АРБ согласился с тем, что законопроект систематизирует ответственность как заемщика, так и кредитора. "Если заемщик волей судеб не может выполнить свои обязательства, он сможет прийти в кредитную организацию и заявить о банкротстве, - пояснил Гарегин Тосунян. - Сейчас он вынужден давать обещания, даже зная о том, что он их заведомо не сдержит. А так банк сможет сам инициировать процедуру банкротства недобросовестного должника - через арбитражный суд. Чтобы ты не ходил и в других местах не рассказывал, какой ты эффективный заемщик".
Вот только кредитные организации категорически не устраивает предложенный промежуток времени в пять лет, через который должник снова получает право кредитоваться (и, возможно, снова объявлять себя банкротом). Это будет подталкивать людей к безответственному финансовому поведению, считает Тосунян. Банкротство, по его словам, стоит в некотором роде приравнять к судимости - административной или же уголовной, и его последствия должны наблюдаться в течение как минимум 10 лет. Если же должник сумел избавиться от своих обязательств, то банкротство, конечно, должно сниматься автоматически.
Есть в законопроекте, и другие необоснованные, на взгляд Тосуняна, преимущества для недобросовестного заемщика. В частности, предлагается после признания его банкротом начинать конкурсное производство, в ходе которого устанавливается шестимесячный мораторий на арест имущества должника, в течение этого срока для него отменяются проценты и штрафы. Более того, если после начала конкурсного производства появляется еще один кредитор, то действие шестимесячного срока моратория начинается заново.
Минэкономразвития в связи с этим законопроектом предложило разумные поправки в действующее законодательство, сообщил Тосунян. Это, в частности, поправки в Семейный кодекс, устанавливающие общую имущественную ответственность супругов. Поправки в закон о кредитных историях, в свою очередь, подразумевают право конкурсного управляющего иметь доступ к информации о кредитной истории банкрота.
Гарегин Тосунян отверг обвинения в том, что кредитные организации тормозят принятие закона. По его словам, закон о банкротстве нужен обеим сторонам, вот только его условия должны быть действительно сбалансированы.
Комментарии
1А что, кредитными истроиям банки не делятся ни с кем?