ЕВГЕНИЙ МАЗИН / Государство определилось со статусом Внешэкономбанка (ВЭБ) - он будет считаться «небанковским финансовым институтом». По словам председателя банка Владимира Дмитриева, соответствующая концепция может быть представлена в правительство через несколько месяцев.
Внешэкономбанк стоит в российской финансовой системе особняком. Он, по сути, не входит в банковское сообщество, основными его функциями являются обслуживание внешнего долга России и связанные с этим операции, из-за чего у ВЭБа никогда не было банковской лицензии. Впрочем, в один период своего существования ВЭБ всерьез занимался и традиционной банковской деятельностью - обслуживанием и кредитованием корпоративных клиентов. Тогда банком руководил Андрей Костин. Он активно ратовал за идею превращения ВЭБа в полноценный коммерческий банк и за получение им лицензии ЦБ. До выдачи лицензии дело не дошло, Андрей Костин ушел руководить Внешторгбанком. Туда же были перенесены и все коммерческие функции ВЭБа, а сам статус банка остался не совсем ясным.
Нынешний же глава ВЭБа Владимир Дмитриев категорически возражает против приватизации функций государственных банков. Недавно, на съезде Ассоциации российских банков, он заявил, что в настоящее время основу банковской системы России составляют банки с госучастием. А в условиях возрастания конкуренции со стороны западных банков увеличивается необходимость появления крупных игроков на банковском рынке, которыми могут стать крупные государственные банки.
А вчера Владимир Дмитриев объявил, что вопрос со статусом ВЭБа практически улажен и концепция «возможно, будет представлена в правительство через несколько месяцев». Согласно ей, ВЭБ будет именоваться «небанковским финансовым институтом», и закреплено это будет отдельным законом. Другими словами, банк не будут делать «нормальным», выдавать лицензию и ставить в общий ряд с остальными кредитными организациями.
Реорганизация ВЭБа наверняка отразится и на судьбе Росэксимбанка. Во всяком случае, Владимир Дмитриев находит недостаточным капитал этой кредитной организации для осуществления ею функций агента правительства по поддержке промышленного экспорта. Вопрос дальнейшей капитализации может быть решен несколькими путями, в том числе за счет бюджетных средств государства или средств других акционеров. «Возможно решение этого вопроса в контексте реорганизации Внешэкономбанка, которому сейчас принадлежит доля в 96% Росэксимбанка»,- сказал он.
В любом случае судьба Росэксимбанка будет решаться не раньше, чем окончательно утвердится статус ВЭБа. Пока же концепция его реорганизации согласовывается в министерствах и ведомствах, а это процесс не быстрый. В свое время Андрей Костин говорил, что проект превращения ВЭБа в «нормальный» банк уже согласован с правительством. Однако, скорее всего, планы Дмитриева будут одобрены - уж очень удобен для власти банк, который никому, кроме нее, не подконтролен.
Начать дискуссию