Банки

Сотрудников ЦБ научат вести светскую беседу

Интерес Генпрокуратуры к возможным утечкам информации из ЦБ заставляет банк бороться с разглашением сведений всеми доступными средствами.

Интерес Генпрокуратуры к возможным утечкам информации из ЦБ заставляет банк бороться с разглашением сведений всеми доступными средствами. В пятницу председатель ЦБ Сергей Игнатьев издал приказ, по которому все служащие банка обязаны письменно докладывать обо всех просьбах поделиться конфиденциальной информацией. Наблюдатели считают, что приказ практически невыполним.

ЦБ начал активно бороться с утечками в феврале нынешнего года, когда в свободной продаже появилась база данных о банковских проводках расчетно-кассовых центров ЦБ. После этого ЦБ пообещал провести внутреннее расследование и отключил в компьютерах сотрудников записывающие устройства. Но на прошлой неделе Генпрокуратура начала опрашивать сотрудников ЦБ в рамках проверки запроса депутатов Госдумы Дмитрия Рогозина и Ивана Харченко. Депутаты утверждали, что высокопоставленные сотрудники ЦБ делятся служебной информацией с коммерческими структурами.

ЦБ отреагировал молниеносно - в пятницу банк выпустил беспрецедентный приказ, призванный помешать разглашению информации и ограничить влияние извне на принятие банком решений. Приказ обязывает всех сотрудников банка сообщать руководству об устных запросах информации, поступающих к ним. Работникам ЦБ придется письменно ставить руководство в известность, если вопросы будут касаться «информации с ограниченным доступом». К ней относятся, в частности, акты проверок банков и переписка банков с ЦБ. Под действие приказа попадает также информация об участии в системе страхования вкладов, выдаче лицензий, применении санкций к банкам и т. д.

Если сотрудника ЦБ попросить рассказать об этом, он будет обязан написать докладную руководителю своего территориального учреждения. Тот в свою очередь должен информировать главу комитета банковского надзора ЦБ Андрея Козлова. Работники центрального аппарата банка будут докладывать о сомнительных просьбах Козлову напрямую. После этого докладная записка должна лечь на стол главы ЦБ Сергея Игнатьева, который лично курирует исполнение приказа.

Сторонние наблюдатели сомневаются в действенности системы контроля, придуманной ЦБ. «Не думаю, что все эти меры будут эффективны»,- говорит президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. По его словам, ЦБ и так слишком закрытая организация. Мамонтов считает, что было бы эффективнее сократить контрольные функции ЦБ. «Чем больше у банка функций, тем больший соблазн узнать информацию»,- говорит он.

Бывший сотрудник ЦБ, ушедший из банка около года назад, рассказал «Бизнесу», что на месте работников банка постарался бы любым способом избежать написания каких-либо докладных о поступающих к нему просьбах. «Я бы посоветовал всем обращаться ко мне письменно. Ни один здравомыслящий человек не будет писать такие докладные, в ЦБ дел и так хватает»,- говорит он.

ИРИНА КУЗЬМЕНКО

Начать дискуссию