Банковские карты

ЦБ дал банкам право отказывать клиентам в возмещении ущерба от мошенничества

Кредитные организации могут самостоятельно определять условия возмещения клиентам средств, утраченных в результате мошеннических действий с их картами.
ЦБ дал банкам право отказывать клиентам в возмещении ущерба от мошенничества
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Кредитные организации могут самостоятельно определять условия возмещения клиентам средств, утраченных в результате мошеннических действий с их картами. Об этом 20 ноября в ходе круглого стола «Вопросы применения норм статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 г. №161 ФЗ «О национальной платежной системе» сообщил заместитель директора департамента регулирования расчетов Банка России Андрей Шамраев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Банк России разослал в свои территориальные Главные управления рекомендации о порядке использования электронных средств платежа (проще говоря, банковских карт). Необходимость таких рекомендаций была вызвана беспокойством участников рынка по поводу статьи 9 закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которая возлагает на банки обязанность возместить клиенту средства, утраченные в результате несанкционированных операций с использованием его карты.

Рекомендации ЦБ, в свою очередь дают банкам повод расслабиться. Действительно, согласно им, при заключении с клиентом договора об использовании электронного средства платежа кредитная организация должна заранее оценить степень соответствующего риска. При этом методики оценки риска определяются во внутренних документах банка.

До заключения договора банк должен выдать клиенту памятку о мерах безопасного использования карты, а также проинформировать его о доступных способах и сроках уведомления, которые банк будет присылать после совершения каждой операции с использованием карты. Тогда же, согласно рекомендациям ЦБ, банк может уведомить клиента о невозможности возмещения остатка электронных денежных средств в случае утраты карты или совершения операций с его использованием без согласия клиента.

Кредитная организация обязана обеспечить клиенту возможность круглосуточного доступа к своему контактному центру в целях предотвращения несанционированных операций по карте.
Согласно рекомендациям ЦБ, каждый банк самостоятельно определяет форму заявления клиента о совершении несанкционированной операции, а также перечень требуемых документов. При рассмотрении вопроса о возмещении денежных средств банк учитывает обстоятельства совершения операции, соблюдение клиентом условий использования карты, информацию, доступную по запросу от третьих лиц, а также наличие (отсутствие) в прошлом фактов совершения операций с использованием карты без согласия клиента.

Начать дискуссию