Кредитование

Бедные и не слишком грамотные женщины все активнее пользуются услугами МФО

К 2015 году объемы рынка микрофинансирования могут вырасти с нынешних 50 до 300 миллиардов рублей.
Бедные и не слишком грамотные женщины все активнее пользуются услугами МФО
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

К 2015 году объемы рынка микрофинансирования могут вырасти с нынешних 50 до 300 миллиардов рублей. Об этом 30 мая в ходе презентации «Портрет микрофинансового заемщика: результаты первого в России аналитического исследования» сообщил главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Статистика показывает, что после кризиса 2008 года рынок микрофинансирования в России вырос на 80%, продемонстрировав такие же темпы роста, что и банковский сектор. Более того, в течение последних двух лет темпы роста рынка МФО значительно опережают рост рынка банковского кредитования. К началу 2013 года его объем составил почти 50 миллиардов рублей. Тем не менее, уровень проникновения МФО услуг в нашей стране остается одним из самых низких в мире. По прогнозу Минфина, в течение ближайших трех лет рынок микрофинансирования ежегодно будет удваиваться.

Несмотря на то, что в массовом сознании микрофинансирование - это в первую очередь займы под знаменитые 2% в день, в действительности все выглядит иначе. В денежном выражении около 60% рынка МФО приходится на финансирование юридических лиц и предпринимателей. Еще 30% - на сегмент «займы на потребительские нужды», который сами микрофинансисты называют аналогом банковского экспресс-кредитования. И лишь 10% рынка МФО (в деньгах) - это те самые займы до зарплаты. Зато реклама их всегда перед нашими глазами - и это неудивительно. Количество микрофинансовых организаций в России бурно растет. На начало 2013 года в реестр входило уже более 2500 компаний, и около половины из них сосредоточены именно в сегменте «займов до зарплаты». Что касается «серого» и «черного» рынка, то он и вовсе плохо поддается контролю.

«Вход на рынок очень простой, можно всего одну точку открыть, - заметил Андрей Бахвалов. - Многие некомпетентные люди думают, что на этом можно быстро заработать - пока не сталкиваются с проблемой невозврата». Бахвалов уверен, что после того, как Госдума примет новые требования к рынку МФО, организации на УСН, не способные показывать резервы, вынуждены будут уйти с рынка.

Никто никогда не занимался детальным анализом «займов до зарплаты». Пожалуй, единственный вывод можно сделать путем приблизительной оценки: если 10% рынка МФО - это 5 миллиардов рублей, а средний такой заем, по оценке экспертов, не превышает 3000 рублей, то это означает, что на конец 2013 года к услугам подобных организаций прибегли около 1,6 миллиона человек.
Что касается «Домашних денег», то они этого сегмента не касаются. Их «епархия» - это займы под 100% годовых на срок от 26 до 52 недели при первоначальном обращении (от 52 до 65 при повторном займе). Выкладки «Домашних денег» можно признать вполне репрезентативными, поскольку в своем сегменте рынка МФО компания занимает около 35%.

Так вот, по данным исследования, которое представляет собой анализ клиентской базы с октября 2011 года по сентябрь 2012-го, сделанный при помощи инструмента SAS Visual Analytics, целевая аудитория МФО - это люди с доходом ниже 30 000 рублей в месяц. Без официального трудоустройства (а значит, без справки 2-НДФЛ), с отсутствующей или испорченной кредитной историей. При первоначальном обращении «Домашние деньги» выдают от 10 до 30 тысяч рублей, при повторных займах - от 25 до 50 тысяч. Отмечено, что большая часть заемщиков старается брать максимально возможные займы на максимальные сроки. При этом средний заем выплачивается на два месяца позже графика погашения.

61% получивших заем - женщины. Мужчины обращаются с заявками чаще, но им чаще отказывают, отметил Бахвалов. 75% заемщиков - со средним образованием и ниже. Есть закономерность - чем выше уровень образования, тем больше срок займа.

36% займов берется на ремонт квартиры. Почти 9% - на то, чтобы отметить то или иное семейное событие. Следующие по популярности цели - это ремонт автомобиля, отдых, оплата детского сада, лечение и покупка бытовой техники. На ремонт автомобиля, как правило, берут деньги молодые мужчины, и они же отличаются худшей среди всех категорий платежной дисциплиной. Каждый четвертый заемщик в тот иной момент демонстрирует невозможность дальнейшего возврата долга. Потому-то и годовая ставка 100%. Кстати, основной источник фондирования для организаций МФО - те же банки, так что их клиенты, «отвергнутые» банками, пользуются, по сути, теми же деньгами. Только под более высокий процент.

Начать дискуссию