База залогового движимого имущества снизит риск продажи залоговых автомобилей на вторичном рынке без ведома кредитора, а также позволит банкам активизировать развитие кредитных программ по приобретению подержанных автомобилей. Об этом 22 июля в ходе пресс-конференции «Автомобильный рынок и автокредитование: итоги первого полугодия 2013 года, основные тенденции и прогнозы развития» сообщил директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
По данным агентства «Автостат», сегодня на каждый новый проданный автомобиль приходятся два подержанных, а весь объем вторичного рынка в первом полугодии 2013 года составил 2,45 млн. штук. Между тем, покупатели периодически сталкиваются с неприятными сюрпризами, отметил Алексей Волков. Распространенная мошенническая схема заключается в том, что недобросовестный заемщик покупает автомобиль в кредит, после чего продает его на вторичном рынке. При этом у покупателя нет информации о том, что автомобиль находится в залоге. Банк-кредитор также ничего не знает о продаже. После продажи недобросовестный заемщик скрывается с деньгами. В свою очередь, банк, перестав получать платежи по кредиту, подает в суд. Судебные приставы находят автомобиль и по решению суда взыскивают его в пользу банка-кредитора.
НБКИ выступает за законодательную передачу кредитным бюро функций регистратора залогового движимого имущества. Принятый в прошлом году закон о нотариате возлагает эту задачу на Федеральную нотариальную палату России, впрочем, никак не конкретизируя сроков создания реестра залогов. В июне палата сообщила о начале его разработки.
Между тем база данных НБКИ уже сегодня располагает информацией примерно об 1 миллионе VIN автомобилей, проданных в кредит, подчеркнул Волков. С его точки зрения, логично было бы использовать при формировании единой информационной системы уже готовый продукт, а не создавать его заново.
Эксперты полагают, что создание единого залогового реестра станет значительным стимулом для роста кредитования вторичного авторынка. «Есть ряд банков, которые специализируются именно на этом, - пояснил Клерк.Ру исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. - Они, конечно, не работают со сделками, которые заключают между собой физлица, но вполне могут участвовать в продажах подержанных машин через автосалоны (сегодня на них приходится не более 10% вторичного рынка). Главной проблемой является адекватная оценка автомобиля. При выполнении этого условия «вторичный» автокредит мог бы стать хорошим подспорьем для стимулирования продаж, поскольку процентная ставка при наличии залога (того самого подержанного авто) будет гораздо меньше, чем в беззалоговом потребкредитовании».
Торговля подержанными автомобилями может получить массированную поддержку банков
База залогового движимого имущества позволит банкам активизировать развитие кредитных программ по приобретению подержанных автомобилей.
Начать дискуссию