Кредитование

В войне со злостными должниками банки начали создавать собственную разведку и контрразведку

В условиях, когда правоохранительная и судебная системы не могут гарантировать кредиторам платежную дисциплину заемщиков, банкам приходится брать инициативу в свои руки.
В войне со злостными должниками банки начали создавать собственную разведку и контрразведку
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В условиях, когда правоохранительная и судебная системы не могут гарантировать кредиторам платежную дисциплину заемщиков, банкам приходится брать инициативу в свои руки и вести комплексное расследование как бизнеса, так и остальной жизни своих должников. Об этом в ходе конференции «Управление проблемными кредитами и залоговым имуществом: практика банков» рассказал директор департамента по работе с проблемными активами Связь Банка Сергей Акинин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

В российском бизнес-сообществе укоренилось пагубное мнение о том, что долги отдают только трусы, посетовал Акинин. Все больше развивается «рынок» схем уклонения от возврата долгов и сопротивления взысканию. В последние годы не только крупный, но и средний, и малый бизнес обращается к юристам, которые строят соответствующие схемы.

Противостоять этому, опираясь исключительно на государственную правоохранительную систему, зачастую не удается. Она сама по себе не очень эффективна, плюс к тому должники заранее готовы к стандартным юридическим процедурам взыскания (включая исполнительное производство, банкротство и уголовное преследование), успев перераспределить свое имущество. Так что банкирам приходится заботиться о себе самим. Внесудебное и досудебное урегулирование задолженности - это разные вещи, с самого начала прояснил ситуацию Акинин. ВУЗ, как его определяют в Связь Банке – это «централизованно планируемый комплекс мероприятий, направленный на побуждение должника к максимально возможному удовлетворению требований кредитора в разумно короткие сроки». И «внесудебное» совсем не означает «без суда», скорее – «апеллируя не только к суду».

Как же организована работа по внесудебному взысканию?
Ключевое понятие здесь - централизация. За работу с проблемным активом на всех этапах работ отвечает один менеджер (руководитель) проекта. Исполнители, обладающие специальными компетенциями (юристы, экономисты, аналитики, служба безопасности, залоговая служба) функционально подчинены ему на весь период действия проекта. Это, по словам Акинина, позволяет избежать формального подход - когда, как в монологе Аркадия Райкина, «к гульфику претензий нет, а костюм носить нельзя». Желательно, чтобы такой руководитель обладал системным мышлением и знаниями в юриспруденции, экономике, психологии, бизнес администрировании.

Внесудебное урегулирование - это оперирование информацией. Чем больше банк знает о бизнесе должника - его фактических владельцах, топ-менеджерах, их высокопоставленных родственниках - тем, разумеется, лучше. Полезно знать, в каких еще юридических лицах упомянутые граждане имеют доли (акции), являются руководителями, есть ли у них значимое имущество, в том числе и в оффшорах. Важно знать обо всех основных контрагентах, кредиторах, поставщиках, покупателях, заказчиках должника. Об объединениях предпринимателей, отраслевых союзах, торгово-промышленных палатах, куда входят организации-должники и владельцы, руководители (как физические лица).

Используя эти знания, представители банка должны найти как можно более весомые аргументы для того, чтобы у должника появилось желание расплатиться.
В ходе работы используются все механизмы воздействия: юридические, экономические, коллекторские, РR сопровождение. Суд как инструмент не исключается, но только лишь на суд ставку здесь больше не делают. В Связь Банке готовы к ситуации, когда должник вместо возврата долга может прибегнуть к своим коррупционным и административным ресурсам, пытаясь создать проблемы для бизнеса самого кредитора. На войне как на войне.

Комментарии

2
  • NoeII

    Цитата:
    " Чем больше банк знает о бизнесе должника - его фактических владельцах, топ-менеджерах, их высокопоставленных родственниках - тем, разумеется, лучше. Полезно знать, в каких еще юридических лицах упомянутые граждане имеют доли (акции), являются руководителями, есть ли у них значимое имущество, в том числе и в оффшорах. Важно знать обо всех основных контрагентах, кредиторах, поставщиках, покупателях, заказчиках должника. "

    Мы все под колпаком у Мюллера ))) оформили кредит в банке и не подозреваем, что за нашей фирмой, и за директором лично ведется слежка

  • Юрий

    Цитата:
    "Внесудебное урегулирование - это оперирование информацией. Чем больше банк знает о бизнесе должника - его фактических владельцах, топ-менеджерах, их высокопоставленных родственниках - тем, разумеется, лучше. Полезно знать, в каких еще юридических лицах упомянутые граждане имеют доли (акции), являются руководителями, есть ли у них значимое имущество, в том числе и в оффшорах. Важно знать обо всех основных контрагентах, кредиторах, поставщиках, покупателях, заказчиках должника. Об объединениях предпринимателей, отраслевых союзах, торгово-промышленных палатах, куда входят организации-должники и владельцы, руководители (как физические лица). "

    Ну ну, как правило, такие люди либо не берут кредиты, либо их гасят без просрочек.

    А просрочки у обычных трудяг, у которых ни долей ни акций....