Сбербанк не будет развивать экспресс-кредитование покупателей в магазинах. Такие заемщики не отличаются аккуратностью при погашении кредита, свидетельствует полугодовой опыт банка. А покрывать эти издержки ставками в 50% годовых в “Сбере” считают неподобающим для собственного имиджа.
С начала 2003 г. объем кредитов физлицам Сбербанка вырос в восемь раз до 420 млрд руб. Однако подавляющую часть кредитов банк выдает в своих отделениях, а первые три точки в магазинах для предоставления экспресс-кредитов открыл весной этого года. Накопленный за полгода опыт не вселяет в менеджеров банка оптимизм. Доля просроченной задолженности оказалась высока — 90 из 359 заемщиков платили не вовремя, рассказала первый зампред правления Сбербанка Алла Алешкина. Высокий уровень просрочки приходится покрывать повышением ставок до 4% в месяц (48% годовых). А на это банк идти не намерен из имиджевых соображений — высокие ставки по одному продукту могут отпугнуть клиентов и от других услуг, что не подходит банку, ориентирующемуся на широкий круг клиентов, подчеркивает Алешкина. Поэтому активно развивать потребкредитование в магазинах Сбербанк не намерен. Его точки могут появляться только в тех магазинах, которые кредитуются в Сбербанке, уточняет она. “Для снижения риска нам нужно знать показатели торговой сети — какова средняя покупка, сколько покупателей и т. д. А сети не желают раскрывать такие показатели, если это не наши клиенты”, — пояснила Алешкина “Ведомостям”. Пока не заработал механизм кредитных бюро, единственная возможность контролировать риск — закладывать его в процентную ставку, согласен член правления Международного московского банка Дмитрий Мохначев.
Алешкина гордится качеством всего розничного кредитного портфеля. Уровень просрочки составляет 0,2-0,3%. С начала года доля ссуд населению в общем кредитном портфеле возросла с 19% до 24%, а доля просроченной задолженности по всему портфелю снизилась с 1,4% до 1,3%. Вместо магазинных кредитов “Сбер” решил сделать ставку на револьверные кредитные карты. Но и уходить вовсе из торговых центров не собирается. Практика показала, что открываемые там полноценные отделения окупаются быстрее, чем в среднем по банку, рассказала первый зампред правления банка.
А банки, активно кредитующие население в магазинах, уходить оттуда не собираются. “Этот продукт востребован населением, несмотря на высокие ставки. В США для тех, у кого нет кредитной истории, ставки также измеряются десятками процентов”, — говорит зампред правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко. Накопленный опыт (выдано около 2 млн кредитов) позволяет правильно оценивать заемщиков, поэтому Росбанк будет увеличивать свое присутствие в торговых точках, обещает директор департамента розничного бизнеса Вадим Юрьев. По его словам, процент отказа в подобных кредитах варьируется от 10% до 35%, а просрочка составляет менее 10%. “Доходным, но непростым” этот рынок называет и член правления Альфа-банка Томаш Кажмеровски. По его мнению, успех на нем определяется не размером банка, а специальными технологиями, ноу-хау и командой менеджеров с западным опытом.
Василий Кудинов
Сбербанк не будет развивать экспресс-кредитование покупателей в магазинах
Эксперты Сбербанка считают магазинных покупателей недобросовестными заемщиками.
Начать дискуссию