Банки

Газпромбанк выплатил руководству 40,6 млн долларов

Накануне продажи своих акций Dresdner Bank Газпромбанк выплатил членам правления и совета директоров рекордные бонусы — $40,6 млн.

Накануне продажи своих акций Dresdner Bank Газпромбанк выплатил членам правления и совета директоров рекордные бонусы — $40,6 млн. По итогам 2004 г. директора, которые почти все представляют “Газпром”, получили от $1 млн до $3 млн. Потягаться с ними могут разве что директора ведущих банков мира.

Членство в советах директоров “дочек” “Газпрома” стало очень прибыльным занятием. Например, совет директоров небольшой компании “Нортгаз”, где три из пяти мест принадлежит представителям “Газпрома”, одобрил себе вознаграждение по итогам года в размере 5% чистой прибыли плюс 1% выручки. Это позволяет директорам “Нортгаза” рассчитывать на выплаты до $7 млн и конкурировать с коллегами из ExxonMobil, ВР и Shell. Например, член совета директоров, директор по персоналу BP Дэвид Аллен в 2004 г. получил вознаграждение $2 млн.

Не отстает от “Нортгаза” и дочерний банк “Газпрома”. Газпромбанк по итогам прошлого года выплатил директорам бонусы на $19,6 млн, или 5% чистой прибыли. Это в 2,3 раза больше, чем годом ранее ($8,6 млн). Работу своих директоров Газпромбанк ценит дороже, чем топ-менеджеров. 13 членов правления получили в качестве вознаграждения $21 млн, говорится в отчете банка по МСФО за первое полугодие 2005 г. Всего на бонусы банк направил $40,6 млн, или 10% чистой прибыли. “Ориентиром для выплаты бонусов совету директоров служит чистая прибыль банка, а она увеличилась более чем вдвое”, — объясняет менеджер Газпромбанка.

Семь из девяти мест в совете директоров Газпромбанка занимают представители “Газпрома” — предправления Алексей Миллер, его заместители Александр Ананенков, Андрей Круглов и Александр Медведев, главбух Елена Васильева и члены правления Михаил Середа и Ольга Павлова; еще два — бывший менеджер “Газпрома”, замгендиректора “Совкомфлота” Александр Красненков и предправления Газпромбанка Андрей Акимов. В Газпромбанке и “Газпроме” отказались назвать сумму, полученную каждым из них, ссылаясь на конфиденциальность. Связаться с директорами банка не удалось, а пресс-секретарь Миллера Сергей Куприянов от комментариев отказался. По данным источника, близкого к совету директоров Газпромбанка, Миллер и Акимов получили примерно по $3 млн, три зампреда “Газпрома” — по $2 млн, а остальные — более $1 млн. У директоров самого “Газпрома” гонорары куда скромнее. По итогам 2004 г. Миллеру причиталось 6 млн руб., Ананенкову и Середе — по 5 млн руб. Красненков и Павлова могут получить щедрые бонусы сразу в двух “дочках” “Газпрома” — Газпромбанке и “Нортгазе”.

После того как Газпромбанк станет публичной компанией и получит западного акционера, его директора вряд ли смогут получать столько, полагает начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский.

Щедрость Газпромбанка к руководителям намного выше, чем у его конкурентов. Годовое вознаграждение ни одного из топ-менеджеров Внешторгбанка не дотягивает до $1 млн, говорит источник в банке. За первое полугодие 2005 г. ВТБ выплатил топ-менеджерам $4,2 млн. Директора и топ-менеджеры Альфа-банка за полгода получили в сумме $13,7 млн. Конкуренцию Газпромбанку могут составить лишь ведущие банки мира: председатель совета директоров Dresdner Bank в 2004 г. получил 3,1 млн евро ($3,6 млн), Deutsche Bank — 10,1 млн евро ($11,8 млн), а члены совета — по 4,8 млн евро, председатель совета директоров ABN Amro — 1,9 млн евро ($2,2 млн).

Европейским компаниям директора обходятся значительно дешевле, говорит старший советник проекта IFC “Корпоративное управление в банковском секторе России” Татьяна Иванова. В среднем директор европейского банка получает 60 000 евро в год. В мировой практике бонусы директорам не связаны напрямую с финансовыми результатами, добавляет она.

Ирина Резник
Василий Кудинов
Екатерина Дербилова

Начать дискуссию