За два последних года клиенты МФО стали намного чаще брать микрозаймы на неотложные нужды, несмотря на номинальный рост их доходов за это же время. Об этом в ходе пресс-конференции, посвященной результатам исследования «Портрет заемщика МФО в России», сообщил Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги». С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
«Домашние деньги» в очередной раз сообщили прессе, каким им представляется усредненный российский клиент микрофинансовой организации. Основанием для выводов стала собственная обширная клиентская база компании.
Итак, статистика гласит, что услуги МФО по-прежнему больше всего востребованы в небольших городах с населением до 50 тысяч человек. Как и год назад, 6 из 10 заемщиков – это женщины. Средний возраст клиента – 38 лет, и чаще всего он не имеет семьи (количество неженатых/незамужних заемщиков по разным федеральным округам колеблется от 60 до 85%). Средняя сумма займа – 25 тысяч рублей, средний срок – 45-48 недель.
Статистика клиентуры европейских МФО демонстрирует похожие половозрастные тенденции. Но есть одна большая разница. 47% европейских клиентов – безработные. В России же к микрозаймам прибегают вполне трудоустроенные члены общества.
Средний доход заемщика, по статистике «Домашних денег», увеличился с 23 тыс. рублей в начале 2012 года до 31 тыс. рублей в начале 2014 года. Увеличивается доля клиентов с высшим образованием: в начале 2014 года она составляла уже около 25% и продолжает расти.
32% всех клиентов компании работают в сфере торговли, в производственной сфере – лишь 16%. Примечательно, что к микрозаймам все чаще прибегают и бюджетники: их доля за два года выросла с 12% до 17%.
Главным назначением займа стали неотложные нужды – 55% от всех запросов. Число повторных клиентов за два года выросло с 20% до 32%.
Бюро кредитных историй «Эквифакс», в которое поступают данные от более чем 600 МФО, также представило свой взгляд на микрофинансового заемщика. Как сообщил Олег Лагуткин, генеральный директор «Эквифакс», портрет заемщика МФО очень близок к портрету заемщика банка по продукту POS (кредитование в точках продаж). Срок POS-кредитов составляет от 10 до 14 месяцев, сумма кредита – от 15 тыс. рублей до 46 тыс. рублей, возраст клиента – от 31 года до 40 лет, пол – женщины (60%). Средняя сумма выдаваемого микрофинансовыми организациями кредита примерно равна небольшим POS-кредитам и примерно в два раза меньше, чем средний выдаваемый лимит по кредитной карте.
Российские бюджетники вынуждены все чаще брать микрозаймы до зарплаты
За два последних года клиенты МФО стали намного чаще брать микрозаймы на неотложные нужды, несмотря на номинальный рост их доходов за это же время.
Комментарии
1