НРБ начинает действовать

Национальный резервный банк (НРБ) , весной ставший владельцем блокпакета акций авиакомпании "Аэрофлот", решил наконец активно влиять на работу перевозчика.

/ Иван Ламыкин Татьяна Егорова / Национальный резервный банк (НРБ) , весной ставший владельцем блокпакета акций авиакомпании "Аэрофлот", решил наконец активно влиять на работу перевозчика. Президент НРБ Александр Лебедев заявил, что банк потребует смены совета директоров, так как его нынешний состав плохо работает: из пяти запланированных заседаний два сорвались из-за отсутствия кворума.
НРБ купил блокпакет "Аэрофлота" у Millhouse Capital, управляющей непрофильными активами основных владельцев "Сибнефти", весной 2003 г. , а затем увеличил свою долю в авиакомпании до 28%. Это было сделано уже после того, как акционеры выдвинули своих кандидатов в совет директоров. На годовом собрании акционеров "Аэрофлота" в апреле банк поддержал представителей государства. И сейчас в совете директоров авиакомпании сотрудников НРБ нет, а представители государства занимают абсолютное большинство - восемь из 11 мест. Впрочем, НРБ это обстоятельство не смущало, а президент банка Александр Лебедев неоднократно заявлял, что не намерен инициировать смену совета директоров, если нынешний состав будет нормально работать.

Но с этим неожиданно возникли проблемы. Избранный в апреле совет собирался только три раза, еще дважды заседания были сорваны из-за отсутствия кворума. Например, совет до сих пор не утвердил давно готовый и даже представленный журналистам отчет "Аэрофлота" по IAS за 2002 г. И вчера Лебедев объявил, что из-за "беспрерывных срывов" работы совета НРБ намерен созвать внеочередное собрание акционеров. Собрание, по мнению Лебедева, может пройти в начале ноября, на нем банк намерен провести в совет до четырех своих кандидатов.

Намерен ли НРБ потребовать смены гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова, который вместе со своим первым замом Владимиром Антоновым проигнорировал два сорванных заседания совета, Лебедев не сказал. На сорванные заседания выносились вопросы, касающиеся первого зама Окулова по финансам Александра Зурабова. Несколько месяцев назад премьер-министр Михаил Касьянов назначил Зурабова своим советником. Затем Зурабов вошел в совет директоров авиакомпании в качестве представителя государства, а премьер выдал директиву на избрание менеджера "Аэрофлота" председателем совета. Директива была исполнена только в августе, и Зурабов стал не только председателем, но и президентом авиакомпании.

С самим Зурабовым вчера связаться не удалось. Но источник в окружении президента авиакомпании сообщил, что пока требование о созыве внеочередного собрания акционеров от НРБ не поступало. Впрочем, собеседник "Ведомостей" допустил, что государство сможет повторить прошлогодний трюк. Тогда владелец блокпакета акций авиакомпании Millhouse Capital инициировала внеочередное собрание акционеров, в повестке дня которого значились перевыборы совета директоров и ревизионной комиссии. Но представители государства на собрании проголосовали против прекращения полномочий прежнего состава совета, и совет остался прежним.

Представители государства не стали комментировать такую возможность. "НРБ, как владелец более чем 10% акций "Аэрофлота", может потребовать созыва внеочередного собрания. Совет директоров обязательно рассмотрит заявку и примет решение", - заявил "Ведомостям" правительственный чиновник. О том же сказал и представитель "Аэрофлота". Однако эксперты не уверены, что в случае смены состава совета "Аэрофлота" его работа станет более эффективной. "За всю свою историю "Аэрофлот" не работал так успешно, как в то время, пока Окулов и Зурабов работали в паре, - считает директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Жаль, что этот тандем разрушен. Если бы он сохранился, "Аэрофлот" наверняка уверенно двигался бы вперед".

Н этом сюрпризы от НРБ для "Аэрофлота" не закончились. Вчера Лебедев заявил, что на следующей неделе надеется на подписание контракта на поставку 10 дальнемагистральных самолетов Ил-96 между "Аэрофлотом" и лизинговой компанией "Ильюшин Финанс" (в ней НРБ принадлежит более 40% акций). Эти самолеты авиакомпания обещает взять в лизинг уже нескольких лет, но никак не может договориться с лизинговой компанией по цене и комплектации. "Ильюшин Финанс" даже пыталась заставить "Аэрофлот" заключить договор через суд. Суды по этому вопросу продолжаются. А вчера заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков сообщил "Ведомостям", что ничего не знает о скором подписании контракта. "Мы не отказываемся от самолетов, но нас не устраивают условия, предложенные "Ильюшин Финанс", - заявил Кошляков.

Начать дискуссию