Российские банкиры продержались 15 лет

На этой неделе банковская система страны отмечает свое пятнадцатилетие. Трудное детство и отрочество у неё позади. Впереди, выходит, юность. И похоже, спокойной она тоже не будет.

Первым коммерческим банком страны следовало бы считать банк «Союз» из Чимкента, что в Казахстане - Госбанк СССР в августе 1988 года выдал ему лицензию №1. Однако Казахстан вскоре стал независимым государством, да и банк «Союз» в итоге ликвидировали. Так что первым российским банком числится обладатель лицензии №2, петербургский АКБ «Викинг», в младенчестве известный как кооперативный банк «Патент». Он был зарегистрирован 26 августа 1988 года, благополучно дожил до настоящего времени и собирается отмечать день рожденья большим эстрадным концертом в Ледовом дворце.

Всего же в России к настоящему времени насчитывается 1332 банка. Это почти вдвое меньше, чем во время банковского бума 1995 года, на начало которого здесь насчитывалось 2439 банков. Но после возникшего в том же году кризиса на межбанковском кредитном рынке - из крупных розничных банков его не пережил Тверьуниверсалбанк - их численность от года к году стала снижаться. Банковский кризис 1998 года, жертвами которого пали известные широкой публике «СБС-Агро», Инкомбанк, «Империал» и «Российский кредит», усугубил тенденцию. (Первый финансовый кризис за эти 15 лет, как считают в Ассоциации российских банков, случился в 1991-м году, в связи с «павловской» денежной реформой, но тогда коммерческих банков было слишком мало, чтобы их проблемы сказались на населении. Хотя оно от конфискационного обмена денег все равно, конечно, пострадало.)

Реально работающих банков, как и после кризиса, меньше, чем обладателей лицензий на банковскую деятельность. Точное соотношение тех и других пока неизвестно. С приходом в прошлом году в Центробанк нового руководства одной из ключевых задач банковского надзора стало выявление «мертвых душ» - в преддверии введения в России системы гарантирования вкладов вещь совсем небесполезная.

Вообще-то, может показаться странным, что риски граждан от хранения денег в российских коммерческих банках до сих пор не застрахованы государством, хоть банковской системе уже пошел 16-й год. Впрочем, в этом видна и своего рода линия судьбы. Российские коммерческие банки с первых дней своего существования развивались опережающими темпами по сравнению с остальным отраслями экономики, и государство с изменениями в банковском законодательстве практически постоянно запаздывало. Достаточно сказать, что первый закон о банках в России (тогда ещё СССР) появился в 1990-м году, когда количество банков уже исчислялось сотнями. Своим же появлением банки обязаны законам о кооперации и центрах научно-технического творчества молодежи, в которых буквально парой слов оговаривалась возможность кооператорам и центрам НТТМ открывать расчетные счета в частных кредитных учреждениях. Из одного такого центра под названием МЕНАТЕП, кстати, выросла группа «Роспром-ЮКОС».

Это, надо сказать, довольно характерная история финансовых империй в современной России: сначала предприимчивые советские граждане создавали для своих кооперативов банки, чтобы как-то получать кредиты и обналичивать деньги, потом с помощью этих банков становились магнатами...Потом, конечно, судьбы у них складывались по-разному. Впрочем, по выражению почетного председателя Ассоциации российских банков Сергея Егорова, «это сейчас все эти ребята - Виноградов, Гусинский, Смоленский, Ходорковский - больше ходят в отрицательных, а в свое время ведь очень много сделали для развития банковской системы. И не надо забывать, что именно благодаря развитию банковской системы в России укоренились рыночные отношения: банки первыми внедряли передовые финансовые технологии и, по сути, учили рынку своих клиентов».

Очевидно, что к настоящему времени российские банки с просветительскими задачами справились. Структурные их проблемы, впрочем, по-прежнему того же свойства, что и в начале пути. Так, по словам президента АРБ Гарегина Тосуняна, в сравнении с развитыми странами в России крайне низок уровень капитализации банковской системы - несмотря на троекратный рост активов после кризиса 1998 года, на сегодняшний день общие ресурсы российских банков составляют чуть более $150 млрд. При этом, несмотря на численность участников системы, в регионах чувствуется дефицит банковского обслуживания - особенно это стало заметно после развала системы Агропромбанка, вошедшей перед кризисом в «СБС-Агро». Между тем позиция руководства Центробанка по поводу будущего банковской системы предусматривает сокращение численности банков путем укрупнения. Тогда как, по мнению Тосуняна, надо не сокращать численность, а поддерживать развитие - сейчас банковская система нуждается в государственном протекционизме, иначе удвоения ВВП не получится.

Между тем, за санацию банковской системы выступают не только в ЦБ, но и в крупных российских банках. Глава Альфа-банка Петр Авен в своих выступлениях призывает не к протекционизму, а к более жесткому контролю над отечественным банковским сектором. По его убеждению, наблюдающийся сейчас либерализм в кредитовании банковских клиентов (который, в свою очередь, объясняется избытком нефтедолларов в экономике), может в будущем привести к новому финансовому кризису.

Пока что Авен не видит серьезных признаков кризисной ситуации в банковской системе. Да и существование крепких средних банков, не завязанных на клиентов-экспортеров, позволяет надеяться, что либерализм в кредитовании все же не повсеместен. Упомянутый выше «Викинг», например, объясняет свое долгожительство сдерживанием числа клиентов в первые годы существования, консервативной стратегией, позволившей в 1998 году вовремя реализовать его пакет ГКО, и стабильной клиентской базой, состоящей в основном из крупных петербургских гостиниц и промышленных предприятий, ориентированных на внутренний спрос. Таких банков немало и в Москве, и в провинции.

Другое дело, что если после резкого падения цен на нефть столь же резко упадет какой-нибудь крупный московский банк, это может сказаться и на таких консерваторах. И от подобного развития событий российская банковская система, увы, не застрахована. Все-таки 15 лет ещё не возраст. О чем и надлежит помнить всякому, кто вступает в долгосрочные отношения даже с самыми солидными, по местным меркам, кредитными учреждениями.

По материалам Газеты.Ru

Начать дискуссию