Малый и средний бизнес

В условиях кризиса малый бизнес вынужден все чаще обращаться к услугам микрофинансистов

Каждый второй микропредприниматель в 2015 году не собирается отказываться от получения новых займов, и рынок при поддержке государства должен пойти ему навстречу.
В условиях кризиса малый бизнес вынужден все чаще обращаться к услугам микрофинансистов
Фото Михаила Ступина, ИА «Клерк.Ру»

Каждый второй микропредприниматель в 2015 году не собирается отказываться от получения новых займов, и рынок при поддержке государства должен пойти ему навстречу. Об этом 12 декабря в ходе пресс-конференции, посвященной представлению исследования «Банки и МФО: выбор малого и среднего бизнеса в условиях экономической нестабильности», сообщил Максим Скочко, заместитель председателя правления МСП Банка (дочерней структуры ВЭБа). С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Организаторы исследования опросили в разных регионах 363 предпринимателя, разделив их на две категории: клиенты микрофинансовых организаций и клиенты банков. Средний масштаб бизнеса заемщиков второй категории предсказуемо оказался более крупным: у 72% заемщиков МФО штат сотрудников не превышает 5 человек, в том числе у 20% наемных работников нет вовсе.

78% клиентов МФО за последние два года в поисках денег обращались в банки, из них более чем треть столкнулась с отказом. Треть опрошенных в этой категории полагает, что МФО для начинающего предпринимателя – лучший источник заемных денег, вторая треть в этом качестве видит банк, третья треть затруднилась с ответом. Тем не менее, 71% респондентов сошелся во мнении, что в МФО деньги получить легче.

Что касается клиентов банков, то более половины из них считают, что условия банковского кредитования за последний год ужесточились, и около 15% рассматривают возможность обращения к услугам МФО. Доля таких бизнесменов за год увеличилась на четверть. Кстати, в отличие от портфеля банковских кредитов МСП, который за прошедший год практически не вырос, суммарный объем микрофинансовых займов мелкому бизнесу продолжает расти.

62% участников опроса полагают, что вести бизнес в 2015 году будет сложнее, чем в 2014-м, однако 46% клиентов МФО и 60,5% клиентов банков не собираются отказываться от попыток привлечь новые займы.

Лишь пятая часть опрошенных ответила, что ощущает какую бы то ни было помощь со стороны госорганов или общественных организаций.

«Доля МСП Банка на рынке микрофинансирования на предпринимательские цели составляет в настоящий момент около 10%, порядка 3,6 млрд. рублей, – напомнил Максим Скочко. – Между тем микрофинансирование позволяет поддерживать начинающих предпринимателей в регионах со сложной социально-экономической обстановкой и моногородах, поэтому в ближайшие пять лет мы планируем увеличить этот показатель».

Начать дискуссию