Банки

Безвизовый Ситибанк

Российский дочерний банк Citigroup — Ситибанк принял беспрецедентное для нашего рынка решение. Как стало известно «Бизнесу», он полностью отказался от выпуска карт платежной системы Visa International: сейчас банк уведомляет клиентов о том, что с 2006 года переходит на карты основного конкурента Visa — MasterCard.

Российский дочерний банк Citigroup — Ситибанк принял беспрецедентное для нашего рынка решение. Как стало известно «Бизнесу», он полностью отказался от выпуска карт платежной системы Visa International: сейчас банк уведомляет клиентов о том, что с 2006 года переходит на карты основного конкурента Visa — MasterCard. По мнению банкиров, в стремлении догнать своего конкурента в России MasterCard предложила Ситибанку чрезвычайно привлекательные условия.

В Citigroup эту версию не комментируют, однако не скрывают, что отношения с MasterCard складываются лучше, чем с Visa International.

О том, что Ситибанк больше не эмитирует карты платежной системы Visa International, «Бизнесу» сообщили его корпоративные клиенты. На днях некоторые из них получили письмо из Ситибанка с уведомлением о том, что банк «перешел с Visa на платежную систему MasterCard» и «все новые дебетовые карты, выпущенные в 2006 году, будут картами MasterCard». Что касается кредитных карт, то Ситибанк традиционно выпускает их только с логотипом MasterCard.

Корреспонденту «Бизнеса», попытавшемуся вчера подать заявку на получение дебетовой карты Visa, в Ситибанке сказали, что это невозможно.

Сотрудница колл-центра объяснила, что с нового года банк не может выдать клиенту карту Visa, поскольку «принято такое решение», и всячески заверяла потенциального клиента, что «MasterCard лучше».

Для Visa решение Ситибанка, похоже, стало неожиданностью. «Российское представительство Visa не вело переговоров с Ситибанком на эту тему, поэтому информацию по данному вопросу мы подтвердить не можем»,— заявили в пресс-службе Visa International.

В Ситибанке от официальных комментариев отказались, но «Бизнесу» удалось ознакомиться с внутренней инструкцией для персонала банка, содержащей пояснения о том, как убеждать клиентов переходить на новую платежную систему.

В документе говорится, что уже эмитированные карточки Visa будут действительны до конца срока их действия (обычно он составляет три года). Но если клиент захочет сохранить Visa, сотрудник банка «должен вежливо объяснить, что другого выбора (кроме MasterCard) нет». MasterCard, сказано в инструкции, обеспечивает клиентам целый ряд преимуществ, в том числе «прогрессивный дизайн, широкую сеть банкоматов по всему миру, ряд специальных программ». Ситибанк также планирует ряд акций, чтобы стимулировать клиентов переходить на MasterCard.

Банкиры утверждают, что до сих пор отказываться от эмиссии карт Visa не решался ни один крупный банк. «Я не знаю подобных прецедентов ни в России, ни за рубежом»,— говорит директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев. Генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников напоминает, что ранее партнерство прекратили Росбанк и платежная система American Express, но в этом случае соглашение было разорвано по инициативе именно AmEx, которая предпочла Росбанку банк «Русский стандарт».

Причины беспрецедентного шага Ситибанка один из его сотрудников объяснил тем, что платежные системы, «скорее всего, предложили разные условия». «Насколько известно, у Ситибанка были более привлекательные условия от MasterCard, чем от Visa. В том числе поэтому все кредитные карты банка выпускаются в рамках сотрудничества с MasterCard,— согласен первый зампредседателя правления „Межпромбанка Плюс” Игорь Лысенко.— Не исключено, что теперь эти отношениях стали настолько близкими, что Ситибанк отказался от одной системы». Все банки платят Visa и MasterCard членские взносы, а также комиссии от суммы транзакций. Но Роман Воробьев отмечает, что «тарифы схожи и банк может получать прибыль на любой карте».

В Citigroup объясняют свой фаворитизм неэкономическими причинами. «Мы выпускаем платежные карты обеих систем, но на глобальном уровне отношения с MasterCard лучше, чем с Visa»,— говорит пресс-секретарь розничного подразделения Citigroup по Европе, Ближнему Востоку и Африке Эдиан Рассел.

По мнению банкиров, за счет эксклюзивного партнерства с Ситибанком MasterCard пытается догнать Visa в России.

По итогам первого квартала 2005 года, объем карт, выпущенных Visa, достиг 17 млн, объем эмиссии MasterCard составляет 9,7 млн карт (из них 8,52 млн — карты Maestro).

«Эксклюзивное партнерство, конечно, усилит позиции одной из систем, но главный эмитент Visa в России все-таки Сбербанк, поэтому догнать ее будет сложно»,— говорит один из банкиров. А вот Ситибанк из-за своего фаворитизма рискует проиграть в борьбе за клиента.

Начальник управления прямых продаж Пробизнесбанка Гелена Грешнер говорит, что отказ от Visa может негативно повлиять на клиентский сервис банка: «Visa пользуется не меньшей популярностью у клиентов, многие привыкли к Visa».
«В России Visa пока более популярна»,— согласен Лысенко.

Начать дискуссию