Банки

Сергей Глазьев: если бы наш ЦБ восстанавливал послевоенную Германию, она до сих пор лежала бы в руинах

У российской экономики нет шансов, если денежно-кредитная политика государства не изменится, считает советник Президента РФ Сергей Глазьев.
Сергей Глазьев: если бы наш ЦБ восстанавливал послевоенную Германию, она до сих пор лежала бы в руинах
Фото Ольги Вирич. Кублог

У российской экономики нет шансов, если денежно-кредитная политика государства не изменится. Об этом в ходе очередного заседания Столыпинского клуба заявил советник Президента РФ Сергей Глазьев.

Согласно опубликованному недавно проекту Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ОНЕГДКП) на 2016–2018 годы, рублевая денежная база в реальном выражении за три года должна сократиться на 30%. Банк России заявляет, что только таким путем можно продолжать бороться с ростом инфляции.

«Если вы сжимаете денежную базу в условиях недомонетизированной экономики, у вас неизбежно падает производство, – настаивает Сергей Глазьев. – Я открою страшную тайну – монетаристы не знают, что такое кредит. Они понимают деньги как золотые монеты и думают, что деньги – это обычный товар. Если сократить предложение, товар подорожает (в отношении денег – значит, снизится инфляция). А если делать больше металлических монет, товар будет дешеветь, инфляция вырастет.

Но кредит – это двигатель экономики, авансирование экономического роста под определенные обязательства. В Америке эмиссия ведется под обязательства казначейства, деньги печатает ФРС под покупку казначейских бумаг США, в Европе она ведется сегодня под обязательства европейских государств. А раньше была, между прочим, под обязательства предприятий. После Второй мировой, например. Хотел бы я посмотреть на монетаристов в послевоенной Западной Германии, где раздали бы по 60 марок каждому на нос, и ждали экономического роста. Германия до сих пор лежала бы в руинах.

Вопрос лишь в качестве этих обязательств. Мы в своей программе предлагаем, по сути, новый контракт между государством и бизнесом. Бизнес говорит – дайте нам кредит, мы расширим производство, мы его модернизируем, повысим благосостояние людей, а государство обязано предоставить такой кредит. Потому что когда оно этого не делает, деньги возникают под обязательства уже иностранных государств. А потом ЦБ, как меняльная контора, просто меняет принесенные сюда кредиты на рубли. Это вопрос доверия, обязательства должны выполняться. Надо следить за всеми сторонами контракта».

Столыпинский клуб – экспертная площадка, сформированная на базе «Деловой России». Сами себя ее участники называют «рыночниками-реалистами», подчеркивая тем самым, что выступают от лица реально действующего бизнеса. В октябре Столыпинский клуб представил доклад «Экономика роста», одна из главных идей которого заключается в том, что экономика страны не сдвинется с места без масштабной накачки рублевой денежной массой. В течение пяти лет предлагается ежегодно эмитировать дополнительно около полутора триллионов рублей в виде целевых кредитов определенных секторам экономики.

Начать дискуссию