Банки

Центробанк накопил $200 млрд в золоте и валюте

Центробанк скопил в золотовалютных резервах более $200 млрд. Благодаря высоким ценам на нефть резервы растут опережающими темпами, отмечают аналитики, «проесть» такой запас государству в ближайшие годы не грозит.

Центробанк скопил в золотовалютных резервах более $200 млрд. Благодаря высоким ценам на нефть резервы растут опережающими темпами, отмечают аналитики, «проесть» такой запас государству в ближайшие годы не грозит.

Вчера Центробанк сообщил, что на прошлой неделе его золотовалютные резервы (ЗВР) превысили очередной символический рубеж в $200 млрд, составив на 10 мая $201,7 млрд. За неделю прирост ЗВР составил $3,8 млрд, а с начала года — более $19 млрд.

Даже три года назад правительство и ЦБ, быстро наращивавшие резервы после дефолта 1998 года, не могли и мечтать о таких запасах. С конца 2002 года ЗВР выросли на 320%, а с момента кризиса — на 1400%.

«При текущем объеме бюджета $120–130 млрд государство может полтора года вообще не собирать налоги и ничего не делать»,— шутит экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. Хороший золотовалютный запас вселяет уверенность в инвесторов, отмечает аналитик «Атона» Алекс Кантарович.

«Такой уровень резервов означает, что у России больше наличных денег, чем долгов, а риск того, что государство не будет платить по своим обязательствам, практически равен нулю». «Россия является одним из крупнейших кредиторов мировой экономики, это не повышает авторитет страны на внешних рынках»,— отмечает главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков.

Основной источник прироста резервов — нефтедоллары, которые Центробанк скупает на рынке.

Кроме того, около $50 млрд в ЗВР приходится на средства стабилизационного фонда, в который переводится часть сверхдоходов от сырьевого экспорта.

Пока мировые цены на нефть и газ высоки, обесценение резервов стране не грозит, уверены аналитики. Президент «Антанты капитал» и бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко полагает, что сейчас ЦБ мог бы перестать скупать валюту экспортеров при цене на нефть $28–30 за баррель (сейчас нефть марки Brent стоит более $55 за баррель). «Несколько десятков миллиардов мы еще точно накопим»,— уверен он. Тихомиров полагает, что существует риск обесценения резервов за счет девальвации доллара на мировых рынках.

«Но если доллар начнет резко дешеветь, Банк России начнет перекладываться ЗВР в другие валюты»,— надеется он. Кантарович говорит, что хорошая динамика резервов — предвестник дальнейшего повышения кредитных рейтингов правительства. Впрочем, аналитик Standard & Poor’s Хелена Хессел говорит, что нынешний уровень ЗВР уже заложен в суверенном рейтинге России. «Резервы России большие, но нельзя сказать, чтобы они были чрезмерными,— констатирует она,— есть страны, где они просто огромны». По оценкам S&P, к концу 2006 года ЗВР составят примерно $230 млрд. «Из-за высоких цен на нефть они растут быстрее, но наше предложение основано на том, что государство потратит около $10 млрд на выплаты по долгу Парижскому клубу».

Вопрос, что делать с такими запасами, может встать снова, говорит Тихомиров. Весь прошлый год правительство успешно гасило внешний долг, напоминает он, но это нельзя делать бесконечно. По словам Тихомирова, «можно списать парижский долг, но на этом лимит внешних расходов практически заканчивается». В любом случае возвращение в 1998 год стране больше не грозит, радуется Алексашенко. «Это из области практически невероятного, на горизонте пяти-семи лет непонятно, что может случиться»,— уверен он.

Начать дискуссию