Сразу несколько столичных банков предложили всем желающим кредиты под 0% на покупку автомобилей. В этом случае речь не идет о совместных программах с отдельными автопроизводителями или дилерами, субсидирующими процентную ставку: клиент волен сам выбирать дилера и марку машины. Впрочем, благотворительностью банки тоже не занимаются: за счет допуслуг их доходы составляют те же 10%, что и по обычным автокредитам. Однако займы со ставкой в 0% продаются примерно в два раза лучше стандартных кредитов.
Обычно оформление автокредита происходит в автосалоне, где с клиентом работает кредитный менеджер. После оформления необходимых документов документы идут в банк. В случае одобрения кредитного комитета заемщик едет в отделение банка на формальную процедуру подписания договора. В этом случае все наоборот: банкиры рекомендуют вообще не обсуждать тему кредита с продавцами автомобилей.
«Вы не завязаны никак на автосалон, вы приходите в банк и оформляете кредит.
Торговцы автомобилем даже не будут знать, что вы берете кредит. Между прочим это даже выгодней — клиент, который, по их мнению, расплачивается наличными (или банковским переводом, как в вашем случае,— это не важно), почти всегда получает скидки или подарки. А того, кто покупает машину на ссуду, как правило, начинают уговаривать на дополнительные товары и услуги»,— объясняет заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов.
«Доходность операций по беспроцентному кредитованию для нашего банка составляет не менее 10% в годовом исчислении. Она складывается следующим образом: комиссия за выдачу кредита ($150 единовременно), доходов от операций с пластиковой картой Visa Gold, которую мы бесплатно выдаем каждому такому клиенту (в среднем $180 в год), и части выручки страховой компании»,— рассказывает заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов.
Аналогичная картина и в других банках, предлагающих кредиты на покупку автомобилей под 0% годовых.
«На самом деле, основной заработок по беспроцентным автокредитам — это как раз дополнительные услуги. Часть премии страховой компании и комиссия за открытие кредита — это скорее явные сборы, а ведь есть еще и дополнительные услуги автосалона или автосервиса, в котором человек станет обслуживаться по гарантии. Механическое противоугонное средство, нормальная стоимость которого составляет 1 тыс. руб., вам продадут за 10 тыс. и так далее»,— отмечает начальник управления неторговых операций банка «Центрокредит» Сергей Казак. Причем иногда таких услуг, по его мнению, невозможно избежать: кое-где это обязательное условие для получения такой рассрочки. Хотя все равно конечная ставка, как считает Сергей Казак, получится на уровне того же автокредитования, то есть где-то под 10% годовых.
Есть немного иные схемы.
«Автосалон-партнер переуступает право требования на автомобиль с дисконтом, который составляет 0,5–3,5% от стоимости автомобиля и соответственно является доходом банка. Дополнительно клиент оплачивает единовременную фиксированную комиссию в размере $150–250 в зависимости от срока рассрочки»,— пояснил заместитель начальника управления продаж департамента розничного бизнеса Собинбанка Вячеслав Бондаренко. Зачастую по такой программе купить в рассрочку можно только дорогой автомобиль, норма прибыли по которому у дилера и так высока, и он готов уступить банку 3%.
Несмотря на то что расходы клиента, как правило, сопоставимы со схемой традиционного кредитования под 10% годовых, займы с нулевой процентной ставкой продаются намного лучше. Так, банк «Авангард» менее чем за месяц работы программы беспроцентного кредитования выдал уже около 1 тыс.
таких займов. Для сравнения, «традиционных» кредитов на покупку автомобилей в его портфеле около 10 тыс., но этот портфель собирали более чем два года: темпы продаж беспроцентных кредитов, как видно, более чем в два раза выше.
Еще лучше ситуация в Собинбанке. Программу кредитования со ставкой 0% (в банке она называется «факторинговой») там запустили во второй половине марта. «В рамках факторинговой программы Собинбанка на 1 апреля 2006 года было выдано займов на 341 млн руб., это 10% от общего портфеля наших автокредитов»,— отмечает Вячеслав Бондаренко.
Их примеру активно следуют и конкуренты. «Мы вышли на рынок с беспроцентными кредитами буквально на днях. Конкуренция на рынке все увеличивается, и мы тоже намерены побороться за клиентов»,— признается вице-президент МДМбанка Анатолий Крайников.
Программу автокредитования под 0% запустил и Росбанк. «На рынке автокредитования началась жесточайшая конкурентная борьба. Именно поэтому за последний месяц сразу несколько банков вышли с беспроцентными кредитами»,— говорит топ-менеджер одного из крупнейших российских банков.
Этот финансист уверен, что вскоре, после того как пик банковской «войны» за авторынок спадет, такие программы прекратят свое существование.
Как банки зарабатывают на беспроцентных кредитах
Сразу несколько столичных банков предложили всем желающим кредиты под 0% на покупку автомобилей.
Начать дискуссию