Банки

Законопроект о запрете работать в банках внесен в Госудуму

Законопроект о дисквалификации причастных к отмыванию денег банкиров поступил в Думу уже после убийства автора идеи, бывшего первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. Сторонников у нее немного.

Законопроект о дисквалификации причастных к отмыванию денег банкиров поступил в Думу уже после убийства автора идеи, бывшего первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. Сторонников у нее немного.

“После его [первого зампреда ЦБ Андрея Козлова] убийства очищение банковского сообщества, в том числе через запрет на профессию, стало для нас делом чести”, — сказал вчера депутат Александр Лебедев. Он внес в Госдуму поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс. Сотрудников банков, которые своевременно не предоставляют компетентным органам информацию о сомнительных сделках, он предлагает лишать права работать в финансовом секторе на срок до пяти лет. А если суд установит, что менеджмент банка не предоставляет эту информацию, поскольку сознательно занимается отмыванием, то к уже установленным штрафам и лишению свободы добавится лишение права работать в финансовой сфере до восьми лет. Если же запрет на профдеятельность будет основным наказанием — то до 10 лет.

“Вряд ли людей, которые этим занимаются, интересует карьера в финансовой сфере. Если их не пугает уголовное наказание, то запрет заниматься банковской деятельностью тем более не остановит”, — считает предправления Оргрэсбанка Игорь Коган. “Подобные лозунги рассчитаны на электорат. Все будет решаться индивидуально — одного лишат, другого не лишат, это будет просто инструмент давления”, — говорит банкир, попросивший не упоминать его имени. И сейчас ЦБ не согласует кандидатуру высшего менеджера, если до этого он работал в банке с отозванной лицензией, напоминает он. Впрочем, некоторые участники рынка считают идею Лебедева здравой. “Психологически многие люди склонны больше думать о собственном будущем, нежели об авторитете всего банковского сообщества. Наличие личной ответственности заставит многих задуматься о целесообразности работы в банках, бизнес которых непрозрачен. Следовательно, недобросовестные банки начнут испытывать сложности в привлечении квалифицированных кадров”, — считает предправления банка “Юниаструм” Павел Неумывакин. А предправления банка “Абсолют” Николай Сидоров убежден, что предлагаемые Лебедевым меры помогут повысить инвестиционную привлекательность и упрочат доверие населения к банкам.

По мнению директора департамента финансовой политики Минфина Алексея Саватюгина, предложения Лебедева избыточные. Достаточно уголовной ответственности за отмывание, считает Саватюгин. Не верит в действенность предложения и депутат Валерий Зубов. А вот зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев уверен, что это надо сделать. Однако как определить круг виновных лиц и доказать их злодеяния, Медведев не знает.

Лебедев признает, что его предложения “скорее идеологические”. Лебедев считает нужным ограничить операции с наличностью, поскольку лазейки в законодательстве, по его мнению, позволяют банкам заниматься незаконным обналичиванием. “В одной Москве около 800 банков, и только 30% из них — крупные. По моим подсчетам, годовое содержание банка обходится примерно в $5 млн. Заработать столько на законной деятельности маленькие банки не могут, поэтому очевидно, что они занимаются незаконной деятельностью, например обслуживают рынки, игорный бизнес и сомнительные сделки с недвижимостью”, — говорит Лебедев. Коган отмечает, что прямой зависимости между добросовестностью и размером банка нет: рынку известны банки с большим капиталом, которые “не брезгуют зарабатывать на отмывании”.

Начать дискуссию