Ценные бумаги

Букраннеры экономят средства Сбербанка

На многомиллиардное размещение акций Сбербанк потратит 280 млн. рублей.

На многомиллиардное размещение акций Сбербанк потратит 280 млн. рублей. Экономию средств во многом обеспечили букраннеры, согласившиеся ради повышения позиции в рейтингах инвестиционных банков и престижа работать почти бесплатно.

Публичные размещения считаются одной из основных статей доходов инвестиционных банков, комиссия организаторов обычно превышает 1,5%. О комиссиях консультантов, букраннеров и андеррайтеров отчитываются не все эмитенты, однако это не символические суммы. По данным газеты "Ведомости", организаторы IPO "Роснефти" объемом $10,6 млрд. заработали $138 млн.(1,3%). А за IPO "Ситроникса" объемом $402 млн., банки-организаторы получили $14 млн. (3,5% от объема размещения).

В проспекте эмиссии Сбербанка указано, что расходы на ее проведение не превысят 280 млн. рублей. Эта сумма включает в себя дополнительно оплачиваемую рекламу, расходы на юристов и максимальную комиссию букраннеров. По словам члена наблюдательного совета Сбербанка, расходы на рекламу и юристов составят 30-50 млн. рублей. Источник в Сбербанке уверяет, что были и те, кто хотел участвовать в размещении бесплатно. По информации, полученной "Ведомостями", J. P. Morgan и Credit Suisse вместе получат не больше 250 млн. рублей - 0,08% от объема размещения.

Низкая комиссия объясняется тем, что Сбербанк имеет долгую рыночную историю, и у размещения нет рисков, следовательно не будет роад-шоу, отчетов аналитиков и дорогого маркетинга. Кроме того, букраннеры не будут выкупать на себя часть размещения, т.е. не будут андеррайтерами, и не берут никаких обязательств по дальнейшему поддержанию котировок. Инвестбанкиры полагают, что нулевую комиссию предложили те банки, которые не успели вовремя выйти на рынок размещений - затраты в ходе размещения окупаются приобретенным престижем. По данным Dealogic, в 2006 году лидером среди инвестбанков по объему сделок с акциями (сюда включаются все размещения, в том числе вторичные) стал Deutsche UFG — $2,2 млрд., а J. P. Morgan и Credit Suisse в рэнкинге Dealogic заняли шестое и пятое места соответственно.

Начать дискуссию