Проблемы роста
Многие предприниматели прошли путь от хозяина ларька до главы крупной компании. В начале пути контроль денег прост: сам оказываешь услугу (ремонтируешь, развозишь товар), сам получаешь расчет (деньги в кассу или на счет), сам печатаешь платежки и сдаешь отчеты в налоговую. Все движение денег «перед глазами»: понятно, что завтра будет примерно то же, что и сегодня.
Но когда бизнес окреп, появилось свое производство, заказчики, инвесторы, созданы отделы и службы из разных специалистов, а все документы собирает бухгалтерия и т. д., то «наглядность» пропадает. И предприниматель – точнее глава компании – все чаще задается вопросом: что происходит?
Понять происходящее помогут инструменты сбора и анализа информации – Бюджет доходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС), а также соответствующие отчеты.
Прогноз о наличии денег
В начале года, как правило, во всех компаниях формируется БДДС. Основная задача БДДС – спланировать поступление (приток) и выбытие (отток) движения денежных средств. Прогноз делают по всем расчетным счетам, открытым в кредитных организациях (банках) и движению наличных средств в кассе.
Результаты прогноза позволяют главе компании узнать о планируемых:
- поступлениях от заказчиков;
- обязательных выплатах в бюджет по налогам и взносам, кредиторам (коммуналка, связь, ГСМ и т.п.);
- остатках денежных средств, которые можно направить на решение других задач.
БДДС составляют на месяц, квартал, год или иной интересующий период.
Денежные средства поступают и выбывают неравномерно. Например, в конце каждого квартала необходимо перечислять налоги и взносы, а основные доходы компания получает в конце года. БДДС помогает составить план поступления и выбытий так,чтобы не возникал кассовый разрыв, то есть, когда выбытий больше, чем поступлений.
Модуль Казначей помогает главе компании контролировать притоки и оттоки денежных средств. Данный модуль позволяет формировать БДДС, своевременно производить оплату счетов и избегать кассовых разрывов.
По итогам отчетного периода (месяц, квартал, год) в Казначее формируется Отчет БДДС. Отчетные показатели позволяют понять правильность прогнозирования данных по БДДС и скорректировать их в будущем.
Прогноз состояния
Однако прогноз движения денежных средств не дает полной картины финансового состояния и развития компании. БДДС не отвечает на вопрос: какое соотношение доходов и расходов будут у компании и следовательно, какую прибыль/убыток она получит? Для ответа на этот вопрос предназначен БДР.
Обратите внимание! Перечень показателей в БДР отличается от БДДС. Например, в БДР включаются расходы по амортизации и переоценке, расходы по использованным в производстве материальным запасам, приобретенным в предыдущие отчетные периоды и т. д.
БДР сопоставим с бухгалтерским Отчетом о прибылях и убытках (форма № 2). Однако в компании в целях управленческого учета могут быть приняты несколько иные, чем в бухучете, критерии показателей БДР по доходам и расходам.
Таким образом основная задача БДР– это прогноз финансового состояния компании в отчетном периоде(месяц, квартал, год).
По итогам отчетного периода данные БДР целесообразно сопоставить с «фактом».
При анализе показателей отчета помните, что в данном случае:
- Расходы – это фактически произведенные затраты организации, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате, налогам и взносам, использованным материалам, начисленной амортизации машин и оборудования и т.п.
- Доходы – это фактически обязанность заказчика оплатить услуги организации, подтвержденная им документально (акты выполненных работ, накладные и т. п.).
Начисление доходов и расходов может не совпадать с датой поступления или списания денежных средств. Это связано с тем, что в договорах с поставщиками и заказчиками отдельно указываются обязательства сторон по приемке выполнения условий контракта и оплате обязательств по нему. Такой временной разрыв вполне естественен, так как сторонам нужно время для оформления документов, передаче их в бухгалтерию и осуществлению платежей.
Кроме того, в ходе проверки исполнения условий договоров могут возникнуть разные спорные ситуации, которые оттягивают расчеты сторон.
Формировать прогнозные сведения о доходах и расходах позволяет модуль Табула. В Табуле можно создавать таблицы и отчеты любой структуры. Данные для отчетов могут быть взяты из текущей базы или загружены с помощью модуля Консолидатор из других учетных баз.
Данный продукт будет удобен в работе специалистов финансово-экономических служб и в смежных сферах (закупки, логистика, маркетинг).
«Табула» — конструктор финансовых таблиц и формул в 1С
Модуль «Табула» обеспечивает простоту создания таблиц с формулами в 1С, ранее доступную лишь в MS Excel
Главное
Предпринимателю или главе компании, неискушенным в экономических понятиях и бухгалтерских терминах, легко запутаться в смыслах формирования БДДС и БДР. Поясним их назначение на простых примерах.
Допустим, в первые рабочие дни января вы застряли на автомобиле в чистом заснеженном поле. С собой у вас чемодан денег, а на банковской карточке много миллионов рублей. Чемодан наличных, миллионы безналичных гарантируют самый благоприятный прогноз вашей покупательной способности! Но что с ними делать в чистом поле?
Другой пример. Первые рабочие дни января. Вы находитесь в собственной квартире, холодильник набит продуктами, бар ломится от горячительных напитков. Все счета за квартплату, интернет, мобильную связь оплачены, бензобак автомобиля полностью заправлен топливом и т.д. Но при этом у вас нет ни копейки в кошельке и ни рубля на банковской карте. Какое-то время вы будете чувствовать себя хозяином положения, а потом: как оплачивать коммуналку, ГСМ, связь в следующем месяце?
Грубо говоря, БДДС дает представление о платежеспособности компании, о ее возможностях выполнять свои обязательства перед кредиторами на планируемый период или на конкретную дату. А БДР дает прогноз уровня потребления, необходимый объема доходов и расходов на его поддержание в планируемом периоде.
Рассмотренные выше примеры описывают крайние состояния. Но эти состояния не критичны – главное не задерживаться в них надолго (максимум на несколько дней). Оптимально, когда платежеспособность компании соответствует ее «уровню потребления».
Составление БДДС и БДР – процесс сложный и трудозатратный. Много времени и сил уходит на извлечение данных из разных учетных систем компании. Автоматизируйте процесс с помощью модулей ФинОфис.
Программный продукт легко интегрировать в любую учетную систему компании. Процесс сбора данных из внешних и внутренних источников не составит труда. Формируйте управленческую отчетность в привычном интерфейсе учетной программы компании в один клик.
Профессиональное
Формирование показателей БДДС и БДР требует определенных навыков. Сначала надо сформировать БДР, затем на его основе БДДС, который состоит из разделов, отражающих деятельность компании: операционную, инвестиционную, финансовую.
Для формирования БДДС необходимо:
- Установить минимальный необходимый остаток денежных средств, обеспечивающий деятельность компании.
- Сформировать раздел операционной деятельности и определить ожидаемый объем доходов (результирующий поток по операционной деятельности).
- Определить суммы, которые можно направить на инвестиции или объем привлекаемых средств (например, кредиты), если запланированных доходов недостаточно.
- Сформировать раздел по финансовой деятельности и определить суммы, которые компания направит на получение дополнительного дохода, отразить расходы (выплата процентов, возврат кредитов и т. п.);
- Рассчитать результирующий денежный поток и остатки денежных средств на конец периода.
Инструменты БДР и БДДС используют и в бюджетной сфере. Например, аналогом БДР является План финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных и автономных учреждений) и бюджетная смета (для казенных учреждений).
Элементы БДДС просматриваются в Плане-графике закупок, который формируется в начале года на основе показателей Плана ФХД или бюджетной сметы. В состав бюджетной и бухгалтерской отчетности входят Отчеты о движении денежных средств (формы 0503123 и формы 0503723). Аналогом Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) является Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121 и форма 0503721).
ФинОфис - контроль и управление финансами
Избавьтесь от рутины в Excel и начните зарабатывать больше!
Комментарии
2Похоже поя советская профессия "экономист" (плановик) снова в тренде!
Только в наше время функционал экономиста уже автоматизирован ))