Бюджет по балансовому листу: в чем смысл

Начинающие предприниматели полагают, что цель бизнеса – это получение прибыли. Но опытные бизнесмены скажут, что цель – это получение запланированного объема прибыли и достижение целевых показателей. Сформировать план и обозначить цели бизнесу поможет бюджет по балансовому листу (ББЛ).
Бюджет по балансовому листу: в чем смысл

ББЛ – третий «слон» управленческого учета

Управленческий учет (УУ) – это система сбора, хранения, представления и структурирования информации для принятия управленческих решений. Управленческие решения руководители компании принимают для достижения необходимых результатов.

Другими словами, чтобы принять правильное решение, главе компании нужно сначала сформировать план, сделать прогноз и указать результаты, которые нужно достичь.

Составление прогноза развития бизнеса – задача многоэтапная. Сначала формируют Бюджет доходов и расходов (БДР), затем на его основе составляют бюджет движения денежных средств (БДДС). БДР позволяет запланировать уровень прибыльности компании, а БДДС – степень ее платежеспособности. Но для устойчивости системы двух «точек опоры» недостаточно, нужна еще одна опора. Такой «опорой» и является Бюджет по балансовому листу (ББЛ). Именно ББЛ дает объемную и полную картину перспектив развития бизнеса.

Вот эти три прогнозных отчета – БДР, БДДС и ББЛ – и являются тремя «слонами» УУ, с опорой на которые руководство компании определяет плановые значения целевых показателей бизнеса в отчетном году.

Модуль Табула позволяет настроить формы для планирования, расчетов, план-факт анализа, используя принципы построения таблиц с формулами как в Excel.

С помощью Табулы настраивают: БДР, БДДС, ББЛ и вспомогательные бюджеты с использованием шести дополнительных уровней аналитики. Табула позволяет настраивать сложные отчеты произвольной структуры.

Протестируйте модуль Табула!

Бесплатно 30 дней!

Что расскажет ББЛ

ББЛ помогает найти ответ на вопрос: почему нет денег, если есть прибыль? Ответ кроется в изменении показателей статей ББЛ за несколько лет. Анализ таких изменений покажет, куда потрачена полученная компанией прибыль или она «спрятана», например, в дебиторской задолженности.

Если прибыли нет, но активы растут, то показатели ББЛ укажут на источник такого роста: внесенные владельцем бизнеса средства или рост какой-либо задолженности. То же применимо и для ситуации, когда при отсутствии прибыли происходит снижение объема активов.

Использование ББЛ и основных бюджетов позволяет главе компании установить план по показателям ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, а также показателей эффективности для стимулирования работников. Поэтому ББЛ составляют при формировании планов на отчетный период (год, квартал и т. п.).

С помощью ББЛ можно решить задачу оптимизации капитала компании, а, следовательно, и ее стоимости. Эта задача является уже «фигурой высшего пилотажа» для владельцев бизнеса. В процессе ее решения моделируют деятельность компании на долгую перспективу в несколько лет или десятилетий.

В чем отличия от бухгалтерского баланса

ББЛ по своей структуре очень похож на бухгалтерский баланс. Он так же состоит из двух частей: активов и пассивов. Однако, если бухгалтерский баланс составляют по строгим правилам бухучета, установленным государством, то ББЛ формируют, исходя из задач УУ, определенных владельцем бизнеса.

Поэтому смысл показателей некоторых статей ББЛ может существенно отличаться от аналогичных статей бухгалтерского баланса. Особенно заметно такое различие при отражении показателей основных средств, накопленной амортизации, прибыли, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Бухгалтерский баланс – это итоговый документ, отражающий результаты деятельности компании за отчетный период, когда что-то изменить уже невозможно. А ББЛ составляют для руководства компании (центров финансовой ответственности (ЦФО)), то есть для тех, кто управляет деятельностью компании и несет за это ответственность.

Поэтому анализ данных ББЛ позволяет принять управленческое решение на этапе планирования, когда многое в деятельности компании еще возможно исправить.

Можно ли не составлять ББЛ

Можно. Однако нежелание составлять и вести ББЛ приведет к недостоверности показателей деятельности компании в системе бюджетного управления.

По сути, нежелание «заморачиваться» с ББЛ создает ситуацию «заметания мусора под ковер». При создании ББЛ за отдельные его показатели отвечают определенные ЦФО. Например, решение о закупке дорогостоящего оборудования принимают на «верхних этажах» управления компанией, а не руководители нижестоящих подразделений.

Поэтому распределение ответственности за сформированные показатели – это основная трудность при ведении ББЛ именно как бюджета, а не обычного отчета нарастающим итогом. Но рано или поздно все «косяки» и просчеты вылезут наружу и станут неприятным «открытием» для владельца бизнеса.

Все трудозатраты, связанные с ведением ББЛ, окупятся сторицей! Особенно в условиях нестабильной экономической ситуации, когда обстоятельства требуют принятия нетривиального, нестандартного решения. Такое решение проще принять, когда владелец бизнеса обладает всей полнотой информации и перед ним полная «картинка» бизнеса.

Постановка управленческого учета с продуктом ФинОфис это:

  • Автоматизация независимо от отрасли и количества учетных баз.

  • Объединение данных в едином инфопространстве.

  • Использование Excel-подобного конструктора форм и отчетов.

  • Сокращение сроков планирования и сбора фактических данных.

  • Поддержка любой методологии финансовой модели, используемой в компании.

  • Лицензирование программы независимо от количества пользователей.

Вместо названия ББЛ часто используют понятие «прогнозный баланс» или «управленческий баланс». Но «имя» ББЛ более предпочтительно, поскольку прогноз и план будущего – это одно, а управленческий баланс, который отражает состояние компании в текущий момент, совсем другая история.

Бесплатное тестирование продукта 30 дней!

Избавьтесь от рутины в Excel

Тестируйте программный продукт бесплатно

Оставьте заявку

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Лучшие спикеры, новый каждый день

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Страховые взносы

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Интересные материалы

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру