Продолжаем цикл статей, посвященных разумному финансовому планированию. Сегодня поговорим о том, как организовать взаимоотношения между учредителем (ГРБС) и сетью подведомственных учреждений в части нормативного планирования.
Читайте первую часть цикла: Разумное финансовое планирование. Знакомство с системой РАМЗЭС 2.0. В статье интересны мнения читателей в комментариях на сайте.
Допущенные ошибки, в том числе при заполнении соответствующей документации, могут обернуться сокращением финансирования и вопросами со стороны контролирующих органов об обоснованности примененных при расчете нормативов. Ускорить и упростить работу поможет автоматизация этой работы, в том числе с использованием системы «Отраслевой информационный ресурс» (ОИР) на базе ЭС РАМЗЭС 2.0.
Законодательное регулирование нормативного планирования
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ изменил подход к финансированию и построению взаимоотношений между учредителем и подведомственными учреждениями.
Планово-экономические службы бюджетных и автономных учреждений работают с большим набором взаимосвязанных документов:
- государственное (муниципальное) задание;
- соглашение о предоставлении субсидии;
- приказ об утверждении базовых нормативов и корректирующих коэффициентов;
- план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД);
- расчеты (обоснования) к ПФХД;
- сведения об операциях с целевыми субсидиями ;
- другие.
Казенные учреждения не ведут планов ФХД, для них существует бюджетная смета и обоснования к ней.
Разберемся, с какими проблемами нормативного планирования придется столкнуться специалисту и рассмотрим пути их решения.
Государственное задание и проблемы его финансирования
Госзадание (ГЗ) — базовый документ, определяющий плановые показатели объема и качества предоставляемых услуг (работ) госучреждения на очередной финансовый год и плановый период.
Показатели ГЗ определяют размер предоставляемой учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания.
Расчет финансового обеспечения по каждой услуге в ГЗ производится на основании:
- базового норматива затрат на единицу услуги;
- корректирующих коэффициентов (с учетом отраслевой и территориальной специфики учреждения).
Учредитель самостоятельно рассчитывает и устанавливает базовые нормативы и коэффициенты.
Для расчета нормативных затрат на оказание госуслуги (i) используется формула:
Норматив на оказание госуслуги = Базовый норматив затрат × Коэффициент отраслевой корректирующий × Коэффициент территориальный корректирующий
Где взять методы и инструменты расчета базовых нормативов? Основной регламентирующий документ — Постановление Правительства № 640 от 26 июня 2015 года. Но проблема в том, что у большинства ГРБС отсутствуют современные системы планирования, что затрудняет прохождение двух этапов расчета нормативов, предусмотренных указанным НПА:
- сбор данных с учреждений для проведения расчетов;
- расчет по группам затрат.
Обычно работа по сбору данных ведется посредством обмена информацией, представленной в формате Excel, по e-mail. Это не только существенно затягивает сбор сведений, но и увеличивает риски технических ошибок при объединении и систематизации данных (различные форматы из-за версий ПО, различные форматы данных полей). И это при условии предоставления заведомо корректных данных со стороны учреждений, а если это не так?
В среднем в региональных ГРБС системы здравоохранения только на сбор статистики уходит до 4 человеко-часов на одно подведомственное учреждение, а это потеря до 10 рабочих дней при наличии небольшой подведомственной сети.
По второму пункту можно сказать тоже самое — после сбора неоднородных данных приходится тратить значительное время на их систематизацию, приведение в надлежащий вид.
В стремлении упростить себе работу некоторые ГРБС берут нормативы и коэффициенты у своих коллег (в том числе из иных отраслей), что в последующем при проверке вызывает вопросы об обоснованности. Но зачастую даже заимствовать базовые нормативы невозможно, их нужно считать на основании ресурсообеспечения учреждений.
Решение — автоматизированная система, которая позволяет собирать информацию с учреждений в реальном времени, систематизировать и использовать для расчета нормативов и составления госзадания.
Последующее изменение размера субсидии
Внесение изменений в существующее ГЗ и размер субсидирования — нередкий случай. При этом необходимо отразить произошедшие изменения в госзадании и по цепочке в других документах (соглашение, ПФХД), провести загрузку актуальных данных на bus.gov.ru.
Изменения объемов субсидии допускаются только при изменении объемов государственного (муниципального) задания и оформляются в виде допсоглашений к основному соглашению. Этот процесс тоже автоматизируется для защиты от ошибок, связанных с человеческим фактором и более быстрого прохождения процесса согласования.
Что касается платных услуг (работ), оказываемых учреждениями. Средства, полученные от такой деятельности, с учетом положений Федерального закона № 83-ФЗ, поступают в самостоятельное распоряжение учреждений и могут направляться на цели, ради которых создано учреждение. При этом необходимо скорректировать объем субсидии с учетом коэффициента платной деятельности и актуализировать сопутствующие документы. Об этом многие учреждения просто забывают.
Если учреждению предоставляются субсидии на для возмещения расходов целевого характера, например, для покупки оборудования, то между ГРБС и учреждением заключается соглашение и заполняются сведения об операциях с целевыми субсидиями (также размещаются на официальном сайте bus.gov.ru).
Все эти операции гораздо удобнее и быстрее проводятся через ОИР (на базе РАМЗЭС 2.0), включая распределение объемов субсидий (включая субсидии на иные цели и на капвложения) с учетом региональной и отраслевой специфики, базовых нормативов и поправочных коэффициентов.
Кратко о ПФХД
Мы несколько раз упоминали план финансово-хозяйственной деятельности. Этот документ и особенности его заполнения более подробно мы рассмотрим в других статьях. Отметим только, что это табличный документ, содержащий сведения о плановых объемах доходов и расходов учреждения по видам финансового обеспечения (госзадание, иные цели, платные услуги, ОМС) и кодам бюджетной классификации (КФО, КВР, КОСГУ и др.), включая детализированные обоснования запланированных поступлений и выплат.
Он формируется на основании общих требований Минфина (приказ № 186н от 31.08.2018) и порядка, утвержденного учредителем. В августе 2020 года внесены очередные изменения, о них тоже будем рассказывать (в настоящее время новый Приказ № 168н от 17.08.2020 находится на регистрации в Минюсте России).
При помощи ОИР (на базе ЭС РАМЗЭС 2.0) можно:
- рассчитывать и обосновывать каждую статью расходов и доходов ПФХД (4-х уровневая детализация);
- контролировать показатели ПФХД на протяжении всего бюджетного цикла в реальном времени;
- автоматизировать процесс согласования, утверждения и подписания со стороны ГРБС изменений плана ФХД и других документов с использованием системы электронного документооборота (СЭД) с имеющимися сертификатами электронной подписи (ЭП).
Автоматизация бюджетного планирования с ОИР
В первую очередь автоматизированная система сокращает бумажный документооборот в сети учреждений и дает возможность вовсе от него отказаться в пользу более дешевой, скоростной и современной СЭД, уменьшает время обработки типовых операций по составлению, формированию, проверке и согласованию документов.
Как-нибудь на «живом» примере мы представим аналитику — во сколько раз сокращается выполнение типовых операций, или попросим рассказать об этом наших Заказчиков.
Что получают ГРБС и подведомственные учреждения, начиная работу в ОИР
Как разработчики программного продукта мы всегда придерживались принципа, что Пользователь должен пользоваться продуктом, а не заниматься его настройкой, загрузкой данных, длительным освоением.
Поэтому вот реальный пример объёма работ по подготовке информационной системы ОИР, выполненных за 3 дня (!) для одного из региональных министерств здравоохранения. В системе:
- загружен перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными государственными учреждениями с указанием реквизитов — наименования услуги и учреждения, уникального номера услуги, показателей объема и качества;
- создан реестр целевых субсидий (с указанием полного наименования, уникального кода, КБК);
- проведена детализация статей затрат для каждого вида финансового обеспечения (субсидия на ГЗ, на иные цели, средства ОМС, приносящая доход деятельность);
- кастомизирована актуальная форма ПФХД, применяемого на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов для подведомственных учреждений соответствующего региона и ведомства.
Мы также наполнили информационную систему актуальными данными Заказчика. В частности были внесены сведения по четырем десятками подведомственных учреждений:
- КБК, используемые для финансового обеспечения (КВР 611,612,621,622);
- планируемые доходы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и остатки на начало года с детализацией по видам финансового обеспечения;
- утвержденные ГЗ на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов;
- утвержденные базовые нормативы затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ).
В системе ОИР этого Министерства созданы учетные записи.
ГРБС и все учреждения уже могут работать в сервисе, использовать свои реальные данные, обмениваться информацией, согласовывать документы и выполнять все задачи по планированию. Это и есть разумное финансовое планирование.
Если хотите узнать больше о РАМЗЭС 2.0 или заказать демонстрацию сервиса, оставляйте свои контактные данные в форме ниже и мы вам перезвоним:
Начать дискуссию