Права потребителей

Можно ли решить спор с банком без суда?

Взяли кредит, а через год по нему вырос процент или банк навязал страховку, сделав ее обязательным условием для получения кредита, а может вы просрочили платеж всего на день, а проценты и штраф вам начисляют как за целый месяц. Где искать справедливость? Нанимать юриста, писать претензии, обращаться в суд — на это уходит не только много времени, но и денег. Есть вариант, при котором вам не придется ничего платить, а спор будет решен профессионально.
Можно ли решить спор с банком без суда?

Взяли кредит, а через год по нему вырос процент или банк навязал страховку, сделав ее обязательным условием для получения кредита, а может вы просрочили платеж всего на день, а проценты и штраф вам начисляют как за целый месяц. Где искать справедливость? Нанимать юриста, писать претензии, обращаться в суд — на это уходит не только много времени, но и денег. Есть вариант, при котором вам не придется ничего платить, а спор будет решен профессионально.

Если вы еще не догадались — речь о финансовом омбудсмене. Институт уполномоченного по решению финансовых споров заработал еще в 2018 году. Но только с 1 января 2021 года все кредитные организации обязаны взаимодействовать с омбудсменом, ранее они могли это делать в добровольном порядке.

На основании чего действует омбудсмен?

На основании Федерального закона № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Он не подчиняется никаким финансовым организациям и является независимой, непредвзятой стороной в споре.

Могут ли организации воспользоваться услугами уполномоченного?

Нет, подать заявление о нарушении своих прав могут только физлица. И для них существует ряд ограничений:

  • сумма спора (требования) не должна превышать 500 тысяч рублей;
  • до подачи заявления уполномоченному необходимо обратиться с заявлением об удовлетворении претензий в банк, и только если оно будет оставлено без внимания или получен отказ — обращаться к омбудсмену;
  • со дня нарушения права (или дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении) прошло менее 3-х лет;
  • омбудсмен не рассматривает претензии, касающиеся возмещения морального вреда или упущенной выгоды.

Если у вас возникли сложность в оплате кредита или вы хотите получить более выгодную ставку — воспользуйтесь услугой рефинансирования. Она позволяет объединить сразу несколько кредитов в один, изменить срок и ежемесячный платеж по кредиту на более комфортные для вас, а также снизить ставку и переплату.

Может ли омбудсмен отказать в рассмотрении заявления?

Заявление будет обязательно принято (кстати, совершенно бесплатно), но в некоторых ситуациях вы можете получить отказ в рассмотрении. Например, если допустили ошибки в заполнении документа, не соблюдали условие о первичном обращении в банк или ваш спор уже рассматривается в суде и т.п.

Вы можете устранить причину отказа и снова подать заявление или обратиться за решением в суд, если ваша ситуация не подпадает под юрисдикцию финансового уполномоченного.

Если вы не согласны с принятым уполномоченным решением, то также можете оспорить его в суде. Аналогично может поступить и банк, если считает решение несправедливым.

Может ли банк принять решение в пользу клиента до его обращения к омбудсмену?

Конечно, мало того, уже в процессе, когда заявление подано, банк может удовлетворить требования потребителя, и тот откажется от претензии.

За поданные клиентами заявления банк платит взносы, т.е. несет дополнительные издержки. Если омбудсмен постоянно будет сталкиваться с незаконными действиями в работе кредитной организации, или она регулярно будет отказывать в исполнении принятых им решений (а выполнять их банк обязан), то рискует репутацией — омбудсмен вправе сообщить о нарушениях Центробанку, а также разместить соответствующую информацию на своем сайте.

Как обратиться к уполномоченному, в какие сроки он ответит?

Самый удобный и простой способ — через официальный сайт. Вам не нужно быть юристом или обладать специальными знаниями для подачи заявления.

Войдите или зарегистрируйтесь в личном кабинете. Заполните заявление, приложите необходимые документы (среди них обязательно копию заявления, которое вы ранее направляли в банк и ответ на него, если он был) и отправьте весь пакет в электронном виде.

Скоро появится возможность отправлять заявление при помощи сайта Госуслуг.

Также направить документы можно по почте: 119017, Москва, Старомонетный переулок, дом 3, АНО «СОДФУ».

Теперь о сроках:

  • 3 рабочих дня — столько дается на ответ на ваше обращение, в этот период вам или сообщат о принятии заявления к рассмотрению либо об отказе и его причинах;

Обратите внимание! По данным статистики за 2020 год больше всего отказов (79 % от общего количества) связаны с тем, что заявитель не приложил первичное заявление в банк (либо забыл, либо вообще его не отправлял в кредитную организацию).

  • 15 рабочих дней — в этот срок вам сообщат о принятом решении (25 дней, если потребуется проведение экспертизы);
  • в течение 1 рабочего дня после принятия решения омбудсменом вы получите его в электронном виде, либо оно будет направлено вам почтой;
  • по истечение 10 рабочих дней решение вступит в силу.

За тем, как продвигается рассмотрение, можно наблюдать в личном кабинете, а также посредством получения смс-сообщений или писем на электронную почту.

Если банк не исполнит решение в указанный срок, вы можете обратиться к омбудсмену за исполнительным документом — удостоверением, которое необходимо предъявить судебному приставу-исполнителю.

Если решение финансового уполномоченного вас не порадовало и вы решили его обжаловать — у вас есть 30 дней после вступления его в силу для подачи заявления в суд.

Не только физлица нуждаются в правовой защите и помощи — организациям и ИП, особенно представителям малого бизнеса, также нужна грамотная юридическая поддержка. Открывая счет в Ак Барс Банке, вы получаете целый пакет полезных опций, в том числе правовую поддержку онлайн.

В чем плюсы обращения к омбудсмену?

  1. Не нужно оплачивать услугу.
  2. Не требуется специфических юридических знаний.
  3. Независимая оценка спора.
  4. Решение, принятое омбудсменом, обязательно к исполнению банком.
  5. Отправить заявление можно удаленно, без электронной подписи или других специальных программных средств.

Минусы работы с финансовым уполномоченным

  1. Наличие обязательных требований к оформлению документов.
  2. Довольно большие сроки на рассмотрение заявления и плюс 10-ти дневный срок, по истечение которого оно вступает в силу.
  3. Нужно обязательно предварительно направить претензию в банк.
  4. Омбудсмен не может удовлетворить требования по возмещению морального вреда, пеней и неустоек, это возможно только в судебном порядке.
  5. За банком сохраняется право на обжалование решения, даже если суд оставит решение омбудсмена без изменений, то процедура затянется.
  6. Из-за несовершенства законодательства и отсутствия соответствующих полномочий, омбудсмен не вправе снижать размер неустойки по статье 333 ГК РФ, для этого придется опять же обращаться в суд.

Вот такие данные опубликованы в Ежегодном отчете Главного финансового уполномоченного о деятельности финансовых уполномоченных в 2019 году (отчет за 2020 год пока не размещен):

Пока рано говорить, что уже сложилась практика по досудебному урегулированию споров между банками и их клиентами с участием финансового уполномоченного. С начала 2021 года прошло не так много времени. Но первые результаты работы омбудсменов видны уже по итогам прошлых лет на примере страховых организаций.

Виктор Владимирович Климов, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования для Вестника финансового уполномоченного (№ 1, 2020 год):

«Корректирующее воздействие на поведение участников рынка заметно даже по первому году работы Службы финансового уполномоченного. Стимулы и механизмы, заложенные в закон, заставляют страховщиков более качественно работать с потребителями и снимать разногласия на этапе претензионной работы».

Быстрое открытие счета

А также зарплатный проект, полезные сервисы, онлайн-бухгалтерия и многое другое

Оставьте заявку прямо сейчас!

С Вами свяжется специалист, и подробно расскажет об условиях:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

 

Начать дискуссию