Кадры

Директор поменял паспорт: чем это грозит организации

Руководитель организации порой бывает скрытнее, чем Джейсон Борн — меняет паспорт, а сообщить об этом в бухгалтерию не спешит. Почему важно вовремя внести изменения и куда их собственно вносить, расскажем сегодня.
Директор поменял паспорт: чем это грозит организации

Руководитель организации порой бывает скрытнее, чем Джейсон Борн — меняет паспорт, а сообщить об этом в бухгалтерию не спешит. Почему важно вовремя внести изменения и куда их собственно вносить, расскажем сегодня.

Смена паспорта может быть по разным причинам, как правило, это:

  • получение нового паспорта по достижении возраста (впервые паспорт получают в 14 лет, а затем меняют в 20 и 45 лет);
  • смена фамилии (не обязательно из-за вступления в брак, иногда фамилию просто меняют на более благозвучную или возвращают девичью после развода);
  • утеря паспорта и получение нового.

Другие изменения — например, смена адреса регистрации, рождение детей не влекут за собой замену паспорта, это данные просто вносятся в действующий документ. Хотя и о них нужно сообщать по месту работу — зачем, тоже обязательно расскажем.

Сведения о директоре содержаться во множестве документов, как внутри компании, так и за ее пределами. Сначала разберемся, где внести изменения бухгалтеру или кадровику.

Изменения паспортных данных директора в локальных документах

Об изменениях паспортных данных в организации для начала должны узнать. Для этого директор должен написать заявление, в котором сообщит новые паспортные данные. А вот прикладывать копию паспорта не рекомендуем — закон о персональных данных против этого.

Если точнее — для получения, обработки и, тем более, хранения персональных данных должна быть конкретная цель и согласие работника. В данном случае копия паспорта работодателю не нужна для соблюдения закона — достаточно просто переписать данные из оригинала документа (вот его показать сотрудник обязан). В случае, если вы собрались оставить копию в личном деле, необходимо получить согласие на хранение. Хотя и в этом случае есть шанс, что при проверке, например, Трудовой инспекцией, выявится, что информация в деле избыточна и не соответствует требованиям законодательства.

Копии других документов (свидетельство о браке, справку из МВД о потере и т.п.) требовать не обязательно.

Прежде всего изменения надо внести в карточку Т2, где содержатся все основные данные о сотруднике.

Т.к. в карточке уже будут вписаны прежние сведения, то их нужно аккуратно зачеркнуть одной чертой и вписать чуть выше новые. Рядом с записью поставьте дату, подпись ответственного лица, его ФИО и должность. Можно добавить ссылку на документ, на основании которого вносятся изменения (заявление), но это не обязательно.

Важно! Дата заявления имеет значение. Представьте, что вы отправляете отчет РСВ, а его не принимают — не та фамилия или номер паспорта. А оказывается вам вовремя директор не сообщил об изменениях. Если отчет не будет принят и организация получит штраф, то у бухгалтера или кадровика обязательно будет подтверждение, что виноват именно руководитель, а не сотрудник.

Далее надо внести изменения в трудовую книжку (в части ФИО), если она ведется в бумажном виде. Данные также аккуратно зачеркиваются, вносятся новые.

К трудовому договору необходимо сделать дополнительное соглашение, в котором указывается, что произошло изменение паспортных данных.

Что касается СЗВ-ТД, то специально подавать форму при произошедших изменениях не нужно.

У Ак Барс Банка бухгалтерия онлайн для УСН и ОСНО — считает зарплату, заполняет и отправляет отчеты, напоминает про налоги и много чего еще, даже счета разошлет автоматически — просто настройте рассылку.

После этого изменения вносятся в кадровые и бухгалтерские программы учета, как правило, такие сведения хранятся там в формате истории — можно посмотреть в какое время действовал тот или иной документ.

Если директор является учредителем компании, то необходимо вписать новые данные в список участников общества, в котором содержатся сведения о персональных данных.

В зависимости от специфики, компании может понадобиться внесение изменений и в другие документы и программы:

  • пропуска (бумажные и электронные);
  • CRM-систему;
  • систему электронного документооборота (ЭДО).

Нужно не забыть при смене фамилии внести корректировки в корпоративные мессенджеры, электронную почту, чтобы ФИО директора верно в них отображалось.

Но самые масштабные действия придется провести вовне организации.

Изменение паспортных данных для внешних пользователей

Разделим на несколько категорий тех, кто получает данные о руководителе и для кого они имеют значение:

  • государственные органы;
  • банки;
  • ЕИС, Госуслуги, электронные площадки, операторы ЭДО — т.е. различные электронные сервисы;
  • контрагенты.

Государственные органы: ФНС, ПФР, ФСС

В ИФНС новые данные поступят автоматически, не нужно подавать никаких заявлений. Достаточно заказать в электронном виде выписку и убедиться, что сведения в ней обновлены. Это можно сделать через сервис «Прозрачный бизнес». Т.к. между ведомствами обмен не всегда происходит быстро, то в ЕГРЮЛ данные могут оставаться неактуальными какое-то время.

Если вы обнаружите ошибку в ЕГРЮЛ, то сперва стоит обратиться в ФМС, которая направляет сведения о паспортах в налоговую. Возможно вопрос удастся решить по телефону, но лучше направить письменное обращение. Для того, чтобы ускорить процесс, можно также направить в ИФНС заявление по форме 13014, но его нужно заверить у нотариуса или переслать в электронном виде с ЭЦП через личный кабинет организации на сайте ФНС.

Для большинства внешних пользователей — выписка из ЕГРЮЛ это главный источник сведений о вашей компании, если данные о директоре в выписке и документах, которые вы представили (например, договор), не совпадут, в части той же фамилии, например, то вам могут отказать в сотрудничестве.

Аналогично при разнице в данных по выписке и в документации вам откажут при подаче заявки на участие в торгах.

В ФСС сведения отправлять не нужно.

С ПФР есть важный нюанс — изменения в СНИЛС. При смене фамилии сотрудник (не только директор) должен обратиться в ПФР для замены сведений, сделать это можно как лично, так и через работодателя (см. п.1, п.3 статьи 9 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Пока данные в ПФР не будут изменены, отчеты, содержащие ФИО и СНИЛС, такие, как СЗВ-М или Расчет по страховым взносам, будут показывать при контроле ошибку. Поэтому работодателю стоит самостоятельно направить сведения в Пенсионный фонд, заручившись заявлением работника.

Банки

В банке данные о директоре тоже есть и конечно нужно известить его об изменениях, а вот электронную подпись заменять не всегда обязательно, как и карточку подписей.

Если меняется номер паспорта, а ФИО остаются прежними, то достаточно подать в банк анкету с новыми сведениями вместе с сопроводительным письмом. Эти данные банк фиксирует в своей системе и будет идентифицировать по ним руководителя.

А вот если изменилась фамилия, тогда придется поменять карточку с образцами подписи и заменить ЭЦП.

Кроме того, если директор — учредитель, то нужно подать на него еще сведения и в этом качестве, а также в качестве бенефициара, тоже в виде анкетирования. Директору необходимо лично явиться в банк для оформления документов, хотя сами анкеты можно заполнить заранее. Директор предъявит новый паспорт и подпишет документы лично, не все банки согласны получить данные в электронном виде и требуют личного присутствия руководителя.

Реквизиты счета за 5 минут — это реально!

Откройте счет в Ак Барс банке максимально быстро.

Электронные сервисы

Оператора ЭДО необходимо также уведомить о смене паспортных данных, т.к. это может повлиять на использование электронных подписей, как мы писали выше. Сейчас руководители получают ЭЦП в налоговой бесплатно, поэтому при изменении данных, если директор уже использует новую подпись от ФНС, за заменой придется обратиться в инспекцию. Выдадут новый сертификат также безвозмездно.

В Единой информационной системе (ЕИС) хранятся сведения о руководителе. Эта система используется для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация из нее поступает на электронные торговые площадки — ЭТК (входящие в перечень отобранных). Если данные в ЕИС не актуальны, они будут неактуальными на всех этих аккредитованных площадках.

На коммерческих ЭТК вносить изменения придется самостоятельно.

Открыть спец счет для участия в закупках по 44-ФЗ

Контрагенты

Им сообщать об изменениях и вовсе необязательно, хотя можно составить простое информационное письмо, примерно вот такое:

«Уважаемый контрагент, сообщаем, что в связи с изменением паспортных данных руководителя организации, в документах будет указана новая фамилия — вместо Иванова И.И. — Петренко И.И. По вашему запросу готовы предоставить выписку из ЕГРЮЛ с обновленными данными.»

Некоторые компании просят предоставить копию (скан) паспорта директора для заключения договора, поэтому могут запросить новую копию документа. В этом случае организации также следует обратить внимание на закон о персональных данных. Если сотрудник дал свое разрешение на передачу данных третьим лицам — передавать, если нет — необходимо получить согласие от руководителя. Если он не согласен — сослаться на закон и отказать в предоставлении копии. В большинстве случаев контрагенту будет достаточно в итоге только самих данных.

Если паспорт не менялся

Мы обещали рассказать, почему некоторые изменения в паспорте, хоть и не связанные с его заменой, тоже могут быть важны.

Рождение детей

Сведения о детях вписываются на особую страницу в паспорте и только. Но сам факт рождения ребенка может принести радость не только сам по себе, но и еще и приятные бонусы на работе.

Работник, в том числе и директор, имеет право на получение стандартных вычетов. В их числе вычет на детей:

  • на первого и второго ребенка — 1400 рублей;
  • на третьего и каждого последующего — 3000 рублей.

Также предоставляются вычеты на детей-инвалидов.

Количество детей может влиять на предоставление отпуска. Например, работнику, у которого 2 и более ребенка в возрасте до 14-ти лет, в соответствии со статьей 263 ТК РФ коллективным договором могут быть установлены дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для сотрудника время. А для многодетного работника (трое и более детей до 18 лет) ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в любое время по его желанию (правда пока младшему из детей не исполнится 14 лет), это указано в статье 262.2 ТК РФ.

Регистрация

В России большое количество организаций, где директор — это еще и учредитель, а компания регистрируется по месту его прописки. В случае изменения адреса регистрации руководителя, необходимо поменять и юридический адрес компании.

Как правило, это влечет изменение устава и подачу заявления по уже известной нам форме 13014. Но в уставе можно не прописывать конкретный адрес до улицы и дома, а указать только город, точный же адрес указывается в заявлении, как местонахождение юридического лица. В этом случае каждый раз при переезде директора не придется менять устав.

Правовая помощь для бизнеса онлайн от Ак Барс Банка — консультации круглосуточно, дешевле штатного юриста.

Перемена юридического адреса требует извещения контрагентов, банка, внесения изменений в ЕГРЮЛ и т.д. — фактически все то же самое, что мы описали выше. К тому же возможно изменение привязки к налоговой инспекции и отделению ПФР, при этом отчетность придется сдавать уже в новые органы.

Смена паспорта директора — это не только перемены в его жизни, но и в работе организации, поэтому бухгалтеру стоит проинформировать руководителя о последствиях и предупредить, что несвоевременное сообщение о таком важном факте может привести к штрафам и даже остановкам в рабочих процессах компании.

Быстрое открытие счета

Бизнес карта – 0 руб. на 6 месяцев, подключение онлайн-банка с PayControl — бесплатно

Комментарии

7
  • Много воды. А ответа на главные вопросы нет: в какой срок нужно известить налоговую? Например, о смене прописки директора/юр.адреса. Какие штрафы? (то есть чем грозит) - об этом прямо в заголовке, а в тексте тишина.

    • Над. К

      Вообще-то в статье прямо написано, что ФНС уведомлять не надо.

  • Юлия

    Как показала практика, налоговая не торопится вносить изменения в ЕГРЮЛ. При этом надо менять ЭЦП, которую без листа записи в ЕГРЮЛ не меняют. У нас ушло больше месяца, чтобы везде фигурировала новая фамилия. В налоговую пришлось дополнительно писать обращения.

    • Над. К

      Налоговая тут совершенно ни при чем. Она вносит данные сразу, как только ей перешлет информацию МВД. Вот эти не торопятся, да.

      • Юлия

        МВД клялись, что сведения переданы. Мож наврали, конечно.

  • Взрыв мозХа

    А можно расписать пошагово, пожалуйста, что и как делать при замене паспорта ген.директором.

    1. Обратиться в ИФНС за новым листом записи ЕГРЮЛ?

    2. Потом оператор ЭДО  с новым листом записи и замена ЭЦП

    3. Потом уведомить ПФР, как, через ЭДО просто скан паспорта послать?

    • Жанна

      ничего этого делать не надо.

      А вот банки и оператора мобильной связи уведомить надо.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Интересные материалы

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные