Совет № 1. Сократите издержки
Первое, что всегда приходит на ум, когда нужно сэкономить — сократить расходы. Это логично, ведь лишние траты в кризис совершенно ни к чему. Но вдруг, вы уже и так экономите на всем чем только можно, как быть?
- Попробуйте обсудить с поставщиками снижение цен и варианты рассрочки (это позволит по крайней мере равномерно распределить затраты).
В кризис никто не захочет терять клиентов, а особенно постоянных, поэтому вам вполне могут пойти на встречу. Аргументируйте свою просьбу — попросите скидку на те товары, которые покупаете регулярно и в большом количестве или, напротив, на редкие позиции, которые поставщику сложнее продать другим покупателям.
- Найти новых поставщиков. Если материалы, которые необходимы вам для производства не уникальны, то можно попробовать найти аналоги. Главное — не в ущерб качеству товара, иначе, снижая издержки, можно здорово снизить качество производимой продукции и с ним число потребителей.
Сейчас бизнес, который занимается производством товаров для импортозамещения, активно поддерживает государство, поэтому все больше предприятий работает в этом направлении, а их продукция конкурентна по цене.
Пробуйте найти поставщиков в других регионах, возможно это увеличит сроки доставки, но логистику можно быстро отрегулировать, создав необходимый запас на складе.
- Сократите затраты на помещения. В кризис можно опробовать на себе замечательную фразу «в тесноте, да не в обиде» и если вы снимали просторный офис с видом на реку, то можно временно отказать себе в таком удовольствии, зато сократить траты.
Если вы, например, работаете с маркетплейсами, но используете собственные склады, возможно стоит рассмотреть другую схему поставки — FBM (Fulfillment by Marketplace), т. е. хранить товары на складе площадки. Это может быть выгоднее, если у вас товары быстрооборачиваемые и не залеживаются. Маркеты сейчас предлагают выгодные условия сотрудничества для поставщиков определенных групп товаров, включая их бесплатное хранение.
- Следите за коммунальными расходами. Может, давно пора починить кран в офисном туалете, чтобы не платить за постоянно вытекающую воду? Или не забывать перед уходом гасить свет.
Обратите внимание на мелочи, которые в структуре расходов всей компании не всегда являются мелочами.
- Пересмотрите в принципе состав затрат и степень их необходимости. Например, можно существенно снизить расходы на канцелярию просто заказывая не любимые всем офисом ручки Паркер, а обычные, или найти более доступного по цене заправщика картриджей для принтеров.
Совет № 2. Кадры решают все
Обратите внимание на кадровую политику компании, возможно, там тоже есть место для оптимизации. Увольнять людей мы вам не предлагаем, но можно посмотреть на ситуацию с другой стороны:
- Перевести часть штата на удаленку, так можно сократить офисные расходы. Или пересмотреть сотрудничество с привлекаемыми сторонними исполнителями — вместо заключения договоров с «частниками» использовать самозанятых.
- Передать часть бизнес-процессов на аутсорс. Например: бухгалтерию, функции юридического отдела.
Оптимизируйте расходы на персонал с помощью продуктов Ак Барс Банка: Онлайн-бухгалтерия и Правовая помощь онлайн.
- Пересмотреть фонд оплаты труда. Снижать заработную плату ниже прожиточного минимума нельзя, но можно попробовать сократить премиальную часть. Не бойтесь потерять сотрудников, вряд ли кто-то в кризис захочет поменять работу.
Изменение размера заработка должно быть аргументированным, оповестить об изменениях сотрудников нужно не позднее, чем за 2 месяца. Со всеми заключить допсоглашения к договорам. Причем изменения могут носить временный характер, например действовать 1 год, пока положение компании не упрочится.
Зарплатный проект в Ак Барс Банке – для бизнеса любых масштабов. Зачисление за 30 минут, кешбэк за покупки и другие бонусы для клиентов.
- Совмещение и совместительство. Посмотрите на свое штатное расписание, возможно, кто-то из сотрудников может совмещать две должности и вам не придется платить две полноценных зарплаты. Или можно одному специалисту полдня заниматься одной работой, а полдня — другой. Это уже совместительство.
- Переведите незагруженных сотрудников на режим неполного рабочего дня. Главное, чтобы при этом не пострадали бизнес-процессы.
Например, секретарь, даже если не занята полный день подготовкой писем и общением с посетителями офиса, все же должна быть на рабочем месте постоянно.
Совет № 3. Отложите налоговые платежи
Воспользуйтесь мерами господдержки для пострадавших отраслей бизнеса.
В частности, по всей России перенесены сроки внесения следующих платежей:
- УСН: налог за 2021 год и аванс за 1 кв. 2022 года можно заплатить на полгода позже. По истечении полугода платить нужно будет не всю сумму сразу, а по частям — по ⅙ платежа ежемесячно (постановление Правительства от 30.03.2022 № 512).
Региональные власти вправе в 2022 году отложить срок уплаты налогов по специальным режимам (УСН, патент, ЕСХН), региональным и местным налогам (закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ). Узнайте подробности в своей налоговой или почитайте постановления местных властей
- Страховые взносы: срок уплаты взносов за сотрудников за второй и третий кварталы перенесли на год. Такую же отсрочку получили ИП, которым нужно уплатить взносы с дохода свыше 300 000 рублей. (постановление Правительства от 29.04.2022 № 776).
Важно: код ОКВЭД, который дает право на отсрочку, должен быть указан в реестре (ЕГРЮЛ / ЕГРИП), как основной, по состоянию на 01.04.2022.
Совет № 4. Диверсифицируйте бизнес
Посмотрите на ассортимент производимой вами продукции — все ли позиции потребители регулярно приобретают или есть то, что уже давно пора снимать с производства и запускать что-то новое?
А может, вы давно задумывались о том, чтобы открыть свой собственный розничный магазинчик рядом с производством, но не хватало средств и возможностей? Или может быть вы хотели перевести в цифровую среду деятельность компании и сделать ее максимально прозрачной?
Сейчас банки активно запускают кредитные линии с государственной поддержкой по льготным ставкам для малого бизнеса.
Подробно о льготных кредитных программах для малого бизнеса программах мы писали тут.
Так почему бы не взять кредит на развитие бизнеса и сделать то, о чем давно задумывались? Ведь кризис — это новые возможности, за спадом всегда следует подъем.
Ак Барс Банк предоставляет кредит без залога с быстрым решением на предпринимательские цели, в том числе по программам господдержки. Документы можно отправить онлайн. Воспользуйтесь предложением прямо сейчас.
Совет № 5. Проведите инвентаризацию
Когда все хорошо, то руки до инвентаризации склада и иных активов просто не доходят, но, когда наступает кризис, то задумываешься обо всем, что плохо лежит, причем в прямом смысле слова.
Посмотрите на все имеющиеся у вас активы:
- Как вы их используете — на полную мощность?
- Есть ли простой в использовании актива? Какова причина простоя?
- Какую роль в прибыли и производстве играет данный актив?
- Можно ли использовать его в других производствах, чтобы получить максимум выгоды?
- Есть ли запасы на складах? Почему они образовались?
- Эффективно ли используется складское помещение или есть пустые места?
Ответьте на все приведенные вопросы и примите решение. Может, часть неликвидных активов можно продать? Или устроить большую распродажу залежалых на складе товаров? Попытайтесь получить максимум выгоды из того, что имеете.
Совет № 6. Работайте с дебиторской задолженностью
Проверьте размер дебиторки. Работайте с любым долгом, даже незначительным. Необходимо отладить процесс претензионной работы и взыскания.
- Обзвоните своих контрагентов и уточните, когда они собираются производить оплату. Понятное дело, что в кризис у всех сложности, но это не повод нарушать договорные обязательства.
Если хотите сохранить хорошие отношения с клиентом — предложите варианты рассрочки, но с условием жесткого соблюдения нового графика оплаты. Акцентируйте внимание на том, что при его выполнении вы сможете продолжить текущие поставки, в противном случае их придется прекратить.
- Если телефонные разговоры не помогли — пишите письма, претензии и начинайте досудебные разбирательства. Кстати, при этом вы все равно можете подать заявление в суд. Лучше потом сообщить судье, что контрагент исполнил обязательства и долг погашен, чем окажется, что пока вы выжидали сроки дебитор успел избавиться от активов и стал банкротом.
- Следите за изменениями в финансовом состоянии своих партнеров.
Это можно делать автоматизировано с помощью специальных сервисов, которые оперативно известят, например, о блокировке счета, налоговых рисках или начале процедуры банкротства.
- Используйте в работе факторинг. Этот инструмент поможет избежать накопления дебиторской задолженности и зависания оборотных средств.
Факторинг в Ак Барс Банке. Работаем по всей России, быстрое решение для поставщиков, расчеты день в день.
Почитать подробнее о факторинге можно здесь.
Совет № 7. Контролируйте и анализируйте
В кризис нужно держать ухо востро и контролировать все происходящее вокруг. Обозначьте регулярные сроки подготовки отчетности менеджерами компании, чтобы вы могли оперативно отслеживать текущее положение дел и принимать решения.
На какие показатели стоит особенно обратить внимание:
- выручка;
- дебиторская и кредиторская задолженность;
- рентабельность;
- постоянные и переменные издержки;
- эффективность работы сотрудников (KPI).
Не пускайте все на самотек, кризис — штука сложная, но если компания сможет его преодолеть, то явно получит не только опыт, но и стимул к дальнейшей продуктивной работе.
Кредит для бизнеса с быстрым решением
Минимум документов, без залога и поручителей. Решение за 3 дня без визита в банк.
Начать дискуссию