Автоматизация учета

8 главных проблем в учете строительных компаний: как их избежать

Учет в строительной сфере обладает определенной спецификой. Разбираемся, с какими проблемами приходится сталкиваться в учете строительных компаний и как не допустить появления негативных ситуаций. 

Почему возникают проблемы в учете в строительной сфере

В работе организации любой отрасли есть множество нюансов. Все они разные, специфические для каждой сферы. Поэтому не существует единой методики управленческого учета, подходящей для любой отрасли. Это касается и строительства.

Поскольку в строительстве проекты длительные, часто не типовые, а индивидуальные, то предварительные расчеты по каждому проекту нужно делать заново.

Каждый строительный проект — это большое количество разнородной документации, заполнением которой и расчетами занимаются специалисты разных служб. 

При этом в каких-то строительных организациях структура может быть традиционной, устоявшейся еще с советских времен, по отделам: ПТО, СДО, ПЭО, ОМТС. Но современный менеджмент зачастую предполагает другую структуру — проектное управление. Есть руководители проектов, под управлением которых находятся сотрудники разных специальностей, занимающихся одними и теми же проектами. В любом случае внутренний управленческий учет нужен и тем и другим организациям. 

Как правило, документация заполняется в Word, расчеты ведутся в Excel, используются сметные, бухгалтерские программы. Но такая автоматизация не дает возможности:

  1. Быстро увидеть общую картину по конкретному проекту: финансы, снабжение, соблюдение графиков выполнения работ.

  2. Конкретный аспект деятельности компании по всем проектам. Например, общую картину поставок материалов на все объекты с возможностью оптимизации закупок, если какой-то материал в один период времени требуется на нескольких объектах. 

Готовых к работе программ для управления строительством, которые подходят для любой структуры строительной компании, и решают проблемы внутреннего учета, по-прежнему мало. Но ситуация постепенно меняется к лучшему. Строительные компании делают уверенные шаги на пути к цифровой трансформации. И, как показывает практика, цифровизация стала способом решения множества проблем. 

В решении основных задач управленческого учета строительному бизнесу помогают специальные решения и инструменты, среди которых особое место занимает программа «АЛТИУС — Управление строительством». Именно «АЛТИУС — Управление строительством» является первой за почти два десятилетия (c 2006 года) тиражной программой для управления строительной компанией.  

Заказать презентацию

Проблема №1. Длительные сделки осложняют расчет рентабельности

Рентабельность — ключевой показатель для любого бизнеса, и строительная отрасль не исключение. Именно с помощью этого показателя можно оценить эффективность проекта и рациональность использования ресурсов. Для многих сфер бизнеса расчет рентабельности не представляет особых сложностей, но в строительстве ситуация другая.

Как правило, с момента разработки документации для строительства, например, жилого многоквартирного дома до его ввода в эксплуатацию в среднем проходит от двух до четырех лет. Но и менее масштабные проекты в строительстве редко удается реализовать в короткие сроки. 

Распространенная ситуация — приостановка стройки и, как следствие, возникновение объекта незавершенного строительства, что требует дополнительного учета.

Как решить проблему?

Рентабельность — это отношение прибыли к расходам. Чтобы добиться точности этого показателя, необходимо вести управленческий учет.

Размер управленческой и бухгалтерской прибыли может отличаться. Реальная прибыль отражается именно в управленческом учете, так как в расчете учитываются даже расходы без документального подтверждения. В бухгалтерском учете такие расходы принять нельзя. Также расходы будущих периодов в управленческом учете можно отразить в периоде их фактической оплаты, а в бухгалтерском они будут распределены по периодам.

Проблема №2. В строительстве часто не бывает двух абсолютно одинаковых объектов

В большинстве строительных направлений типовые объекты и типовые соглашения — практически невозможная для строительной сферы ситуация. Даже если по конкретному договору используется типовой проект (зданий, дорог, коммуникаций), условия все равно будут различаться. Это означает, что бюджет приходится считать каждый раз заново. Даже если есть готовые шаблоны для расчета, данные необходимо корректировать. 

Кроме того, в строительстве часто бывают отклонения от первоначального проекта уже в процессе стройки, из-за которых может увеличиться срок реализации проекта и вырасти бюджет. В таком случае необходимо корректировать бюджет после составления нового графика производства работ, изменения сметы, других условий договора, влияющих на финансирование. 

Как решить проблему?

Итак, каждый новый объект — это всегда бюджетирование с нуля, а в процессе реализации стоимость строительства может существенно возрасти.

Чтобы строительная компания не сталкивалась с финансовыми сложностями в стабильных экономических условиях, принятие всех решений должно происходить на основе либо реальных финансовых показателей либо прогнозных показателей, опирающихся на условия договора. 

Проблема №3. Возникновение непредвиденных расходов 

Непредвиденные траты — распространенная в строительном бизнесе ситуация. В этой сфере, по сравнению, например, с производством или торговлей, гораздо чаще возникают обстоятельства, которые невозможно спрогнозировать. На некоторых объектах даже в смету закладывается статья: «непредвиденные расходы», в которой указывается либо процент от суммы всей сметы либо конкретная сумма. 

Если компания не ведет управленческий учет, она просто не будет иметь достоверных данных как о своих доходах, так и о расходах. Чтобы не выйти за лимит суммы, отведенной на непредвиденные расходы, необходимо абсолютно все накладные расходы планировать и учитывать не «общим котлом», а по каждой статье отдельно.

В этом случае можно будет обнаружить превышение в тот момент, когда оно появится по какой-то конкретной статье расхода, а не тогда, когда будет превышена вся сумма накладных и непредвиденных расходов, заложенная в смету. Понятно, что в смете это останется все равно одной строкой, а в бухгалтерии отразится в виде проводок (без учета плана). В некоторых случаях для завершения строительства компаниям приходится брать кредиты или забирать деньги с других проектов.

Как решить проблему?

Снизить риск возникновения подобных ситуаций помогает планирование. Для каждого проекта необходимо определять этапы и сроки завершения, а также обязательно учитывать все расходы на каждом из этапов. Нужна отдельная система учета, позволяющая планировать и контролировать накладные расходы постатейно

Проблема №4. Несвоевременное финансовое планирование

Еще одна «общая» для многих строительных организаций проблема — анализ финансовых планов проводится уже после завершения проекта. При таком анализе выяснить, есть ли превышение затрат, например, на материалы или на заработную плату, в ходе реализации проекта нельзя. Получается, что до окончания всех работ компания не может предпринять никаких мер. 

Как решить проблему?

Чтобы бизнес приносил доход, все показатели, а также сам ход выполнения работ должны отслеживаться каждый день. Игнорирование любых отклонений, как и анализ постфактум, повышают риск срывов сроков, снижения рентабельности, нарушения условий договора, возникновения штрафных санкций. 

Управление строительством

Программа «АЛТИУС — Управление строительством» — это первая в России тиражная программа для управления строительной организацией

Проблема №5. Отсутствие единых стандартов

Разрозненность учета — часто встречающееся явление. Если в компании нет единых стандартов, каждый сотрудник будет вести учет так, как удобно именно ему. Например, многие работают в электронных таблицах. В результате при смене сотрудника новый работник может просто не разобраться в доставшихся ему от предшественника документах. Соответственно, руководство компании получает недостоверные сведения и принимает необоснованные решения.

Нередко данные передаются через мессенджеры (например, прораб пишет снабженцу о дополнительном заказе материалов), и проконтролировать корректность этих данных руководитель проекта/отдела не имеет никакой возможности. Использование форм в Excel также влечет за собой немало проблем: это и сложности с обновлением данных, и ограниченный доступ к файлам, и многое другое.

Как решить проблему?

Избежать разрозненности учета вполне реально: в этом поможет внедрение программы «АЛТИУС — Управление строительством». С «АЛТИУС — Управление строительством» вся информация по каждому из проектов и объектов хранится в одном месте, а работа ведется в единой системе управления.

Еще одно преимущество — доступ к актуальным данным о деятельности компании в любое время, а не только в рабочие часы ответственного за конкретное направление сотрудника.    

Программа также берет на себя все рутинные расчетные операции. Это положительно сказывается на точности и оперативности планирования и контроля деятельности конкретного отдела/сотрудника/проекта. производительности труда.

Даже если объем работ начнет возрастать, программа позволит автоматически сделать расчеты по заложенным методикам и формулам. Вместе с программой масштабирование деятельности — чисто техническая задача, а не методическая. 

Проблема №6. Использование различных принципов учета

Каждое подразделение имеет свои требования относительно учетных данных, поскольку цели и задачи у них различны. Так, для финансового учета в приоритете работа с фактическими и плановыми показателями. Для службы снабжения важно иметь актуальную информацию о наличии и о потребности в ресурсах, а производственникам — достоверные сведения о сроках. 

Как решить проблему?

Автоматизация управленческого и финансового учета, а также других бизнес-процессов строительной компании позволяет упорядочить все направления. Благодаря этому учет становится прозрачным и понятным.

Проблема №7. Отсутствие надлежащего контроля

Деятельность строительной организации сложная и многогранная, соответственно, учет в таких компаниях также объемный. Обеспечить тщательный контроль всех процессов практически невозможно силами одного руководителя, поскольку контролировать нужно разные аспекты деятельности. Необходимо обладать знаниями в части финансов, проектирования, логистики, закупок и так далее.

Последствия недостаточного контроля обычно бывают негативными — хищение, перерасход, срыв сроков работ, нецелевое использование ресурсов и другие не самые приятные для бизнеса ситуации.

Как решить проблему?

И в этом случае поможет внедрение программы «АЛТИУС — Управление строительством». Ее возможности позволяют контролировать различные аспекты деятельности: расход материально-технических ресурсов в сравнении с заложенными нормами расходов и установленными лимитами, соблюдение графика производства работ и своевременно, расходы по объектам в разрезе статей затрат и т.д. 

Проблема №8. Сложный документооборот

Строительная отрасль — это договоры, чертежи, планы, сметы, проекты и множество другой документации. Большие объемы нередко приводят к проблемам в поиске, систематизации, хранении, согласовании, контроле получения и перемещения бумажных оригиналов документов (либо экземпляров с ЭЦП) — как следствие, к неточностям в учете.

Организации работы с документами нужно уделять повышенное внимание и обеспечивать составление первичной документации в строгом соответствии со всеми требованиями. 

Как следствие — у сотрудников возникает множество сложностей и с хранением, и с систематизацией документации. Значительная часть рабочего времени тратится на поиск нужного документа, его составление, подготовку отчетности и на другие рутинные задачи.     

Как решить проблему?

Автоматизация учета — это эффективное решение практически всех вопросов, связанных с документооборотом. Программа способна взять на себя самые различные задачи, включая оформление первички и формирование отчетов. 

Программа «АЛТИУС — Управление строительством» разработана с учетом всех особенностей строительной отрасли. Ее внедрение — это решение многих реальных проблем, с которыми строительному бизнесу приходится сталкиваться ежедневно. Закажите бесплатную презентацию и лично убедитесь во всех преимуществах этого продукта.

Управление строительством

Программа «АЛТИУС — Управление строительством» — это первая в России тиражная программа для управления строительной организацией

Реклама: ООО «СтройАйТи», ИНН 7743291070, erid: LjN8K4JX5

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Начать дискуссию


Похожие материалы

Экспортерам сельхозпродукции помогут с льготными кредитами

Правительство направит более 7,7 млрд рублей на субсидирование программы льготного кредитования сельхозэкспортеров.

В трех регионах России продлят срок действия особых экономических зон

Инвесторы ОЭЗ смогут пользоваться льготами на Сахалине, Курилах и в Магаданской области до 31 декабря 2046 года, но в Магаданской области их отменят из-за того, что создадут территорию опережающего развития.

Как ФНС будет проверять бизнес в 2025 году: виды налоговых мероприятий и основные тенденции

Налоговая реформа многое изменила в предпринимательской деятельности. Разбираем, какие направления попадут в зону внимания налоговиков и какие инструменты для этого будут применяться.

Как ФНС будет проверять бизнес в 2025 году: виды налоговых мероприятий и основные тенденции

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сотрудникам госорганов, банков и операторов связи запретят общение с гражданами и клиентами через мессенджеры

18 марта Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на защиту людей от кибермошенничества.

УСН

Перейти с УСН на ЕСХН можно двумя путями

Компании и ИП, планирующие сменить УСН на ЕСХН, должны учитывать установленные законом сроки подачи уведомлений. Нарушение этого приведет к автоматической утрате права на применение УСН.

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф теперь стоит всего 6 тысяч рублей

Команда «Клерк» изменила правила игры — пересмотрели ценовую политику на наш главный продукт — Клерк.Премиум. Сделали профессиональные знания доступными каждому бухгалтеру. Теперь Клерк.Премиум — подписка, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф — 6 000 руб. Это не скидка, а новая цена!

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф  теперь стоит всего 6 тысяч рублей
7
Светлана

Путевой лист

Добрый день! Заполняю путевой лист и выходит ошибка:

image.png

Почему программа ругается на время?
При этом другие документах время не указано

------------------------------------------------------------------------...

Читать полностью

В какой момент утрачивается право на пониженные тарифы страховых взносов при утрате статуса субъекта МСП?

С 1 января 2025 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, действуют пониженные тарифы страховых взносов для части выплат в пользу физлиц, превышающей ❗️1,5 МРОТ, установленного на начало года (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Что сделать для отмены налога на имущество по объекту, которого не стало: налоговики подсказали

Недавно физическим лицам упростили процедуру отмены налога на имущество за уничтоженную недвижимость.

Инвестиции

ДКП и рубль остаются жесткими, инвесторы идут в недвижку, которая растет, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жесткий, так что и вся неделя получилась жесткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно.

ДКП и рубль остаются жесткими, инвесторы идут в недвижку, которая растет, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

Российский IT-дайджест #2 за17–21 марта 2025

О самых важных новостях российской ИТ-отрасли за неделю — в свежем дайджесте.

Налоговые требования

Образцы ответов на запросы налоговиков о даче пояснений по НДС, налогу на прибыль, УСН. Разбор некоторых проблемных ситуаций (часть 1: НДС)

В данной статье автор попытался сформулировать готовые  ответы на самые популярные требования по НДС, налогу на прибыль и упрощенке.

LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)

Линкедин — это не просто платформа, где все публикуют резюме, ищут сотрудников или хвастаются офисными кактусами. Это гигантская база данных, где каждый профиль — открытая дверь для холодных, но горячих сделок.

LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)
Кредитование

Сервисы рассрочки перестанут быть инструментом скрытого кредитования

Госдума движется к принятию закона, который запретит использовать рассрочку для скрытого кредитования. Документ устанавливает жесткие требования к операторам и передает надзор Банку России. Сервисы рассрочки обяжут раскрывать данные в БКИ.

Банки

Альфа-банк ответит за убытки клиента

Верховный суд рассмотрел спор о взыскании убытков с банка за неисполнение поручения клиента.

УК РФ

Будет новых подход к расследованию преступлений, где много потерпевших

Госдума приняла в первом чтении разработанный депутатами и сенаторами законопроект о возможности проведения предварительного расследования по уголовному делу по месту нахождения большинства потерпевших.

Импорт

Кабмин взялся за обувной контрафакт и незаконный ввоз самоходной техники

Первый вице-премьер Денис Мантуров провел заседание госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Инвестиции

Взлеты и падения недели

Неделя прошла под зеленым флагом геополитических новостей и отчетностей эмитентов.

Дробление бизнеса

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика

Пример еще одного дела о дроблении, когда налоговики доказывали дробление с помощью сайта налогоплательщика и отзывов клиентов в Интернете, рассмотрел АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.02.2025 № А53-47317/2023.

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика
Инвестиции

Россия и страны ШОС готовят план общих инвестпроектов

Страны Шанхайской организации сотрудничества утвердили дорожную карту для реализации совместных инвестиционных проектов. Решение принято в ходе первого заседания Ассоциации инвесторов ШОС в Астане. Участники обсудили меры поддержки капиталовложений, включая цифровую экономику и устойчивое развитие.

Интересные материалы

НДС на УСН

У концессионеров на УСН нет ни освобождения, ни льготных ставок НДС

Независимо от применения УСН концессионеры обязаны выполнять обязанности плательщика НДС. Они должны выставлять счета-фактуры и вести отдельный учет операций по каждому соглашению. Льготные ставки и освобождение от налога для таких сделок не действуют.