Маркировка товаров

Маркировка молочных продуктов, воды и парфюма: что вам нужно сделать прямо сейчас

Те, кто шьет одежду на заказ и поштучно, могут не беспокоится о маркировке — их, а еще ремесленников-обувщиков, освободили от этой обязанности. А вот тем, кто продает продукты, напитки и духи стоит волноваться — для этих категорий маркировка прямо-таки на пятки наступает (или наступила?). Рассказываем, что надо успеть в ближайшее время сделать, чтобы законно продавать маркируемые товары. Напомним, что кроме штрафов вас может ждать конфискация самой продукции, так что скорее читайте дальше.
Маркировка молочных продуктов, воды и парфюма: что вам нужно сделать прямо сейчас

Те, кто шьет одежду на заказ и поштучно, могут не беспокоится о маркировке — их, а еще ремесленников-обувщиков, освободили от этой обязанности. А вот тем, кто продает продукты, напитки и духи стоит волноваться — для этих категорий маркировка прямо-таки на пятки наступает (или наступила?). Рассказываем, что надо успеть в ближайшее время сделать, чтобы законно продавать маркируемые товары. Напомним, что кроме штрафов вас может ждать конфискация самой продукции, так что скорее читайте дальше.

Молочка

С 1 сентября 2021 г. нужно уже маркировать молочку, у которой срок годности превышает 40 дней.

Продукция, у которой срок годности ниже, подлежит маркировке с 1 декабря 2021 года.

Внимание! Не нужно наносить коды и вводить в систему товары, вес которых не превышает 30 грамм (нетто), детское (для детей до трех лет), а также специальное и профилактическое питание.

Но этим занимается производитель. А что делать тем, кто эти товары продает? К ним продукция, по крайней мере из первой категории — до 40 дней — должна уже поступать маркированной. Вот тут есть три ключевых вопроса:

  1. Нужно ли отражать движение маркированной продукции оптовикам и рознице? Т.е. продажу, списание испорченного товара и т.п.
  2. Как быть с остатками в магазине и на складе, которые не имеют кодов маркировки?
  3. Что делать с товарами без кодов маркировки, если такие прислал поставщик?

Отвечаем — для продавцов есть несколько этапов. И все они наступают в 2022 году, а заключительный аж в 2023-м. И вроде бы торопиться пока некуда. Например, сейчас сканировать коды и проводить продажу маркированных товаров по кассе — не нужно.

Но производители то уже обязаны ставить коды, а вам вдруг поступила продукция без них и еще остатки, с которыми тоже ясности нет. Как быть?

Во-первых, остатки продукции, которая уже у вас есть, не нужно маркировать, они продаются до окончания срока годности. Т.к. он у молочки обычно невелик, то скорее всего уже до конца года большая часть таких товаров будет продана.

Во-вторых, если производитель (поставщик) прислал вам немаркированную продукцию, выпущенную в период действия обязательной маркировки, то это уже не остатки — придется вернуть товар обратно, продавать его нельзя.

Обратите внимание! Несмотря на то, что покупатель (оптовик или розничный) еще не обязан участвовать в системе, но производитель будет присылать документы на продукцию по ЭДО (это его обязанность), так что подключиться к электронному документообороту придется и продавцу тоже. Вы можете подключиться к ЭДО и уже сейчас попробовать работу с ним — Астрал.ЭДО предлагает пользователям тариф «Промо» — 1 месяц бесплатного документооборота.

В-третьих, готовится к продаже маркировки нужно заранее. Например, онлайн-кассы уже должны поддерживать продажу маркированной продукции и работать с ФФД 1.2. (после 6 августа 2021 г. — это обязанность всех, кто работает с кассами, даже если маркированные товары не входят в ассортимент). Есть некоторые исключения. Например, если в вашей кассе стоит старый фискальный накопитель, то его можно использовать, пока не кончится срок действия ФН. Не все кассы поддерживают новый формат — уточните нужно ли вам поменять аппарат или программное обеспечение, чтобы продолжить работу.

Но искать решения для маркировки по всему интернету и потом выяснять, а совместима ли ваша касса с ПО бухгалтерии или склада и можно ли к ней подключить допоборудование не обязательно. Все нужные вам продукты собраны в одном сервисе — Астрал.Маркировка. Специалисты помогут подобрать вам совместимое оборудование в соответствии с той деятельностью, которую вы ведете — розничная или оптовая торговля в магазине и со склада, общепит, интернет-магазин и т.д.

Что в будущем:

  • С 20 января 2022 года продавцы будут обязаны фиксировать через онлайн-кассы выбытие маркированной продукции сроком годности менее 40 дней.
  • С 1 июня 2022 года такая же обязанность наступает для продукции со сроком годности более 40 дней.

Отдельные сроки для учета продукции — с 01.09.2022 г. потребуется вести объемно-сортовой учет по УПД и выбытие не связанное с продажей, т.е. с движением через ККТ (например, уничтожение при истечении срока годности).

Объемно-сортовой учет означает, что нужно считать товар партиями, указывать код товара, но не код маркировки каждой единицы.

С 01.12.2023 г. учет уже будет более точным — поэкземплярным (для товаров со сроком годности > 40 дней), а для товаров со сроком менее 40 дней годности также станет обязательным объемно-сортовой учет по УПД и фиксация выбытия не через ККТ в системе.

Парфюм — маркировка остатков

Духи, туалетная вода и маркировка — это не новость, т.к. обязанность регистрации в Честном знаке для этих товаров возникла уже в марте 2020 года.

До 30 сентября 2021 г. можно было продавать товарные остатки, на которые коды еще не были нанесены, но только при условии, что они произведены или ввезены в Россию до 01.10.2020 года.

Что делать, если вы не успели распродать или промаркировать такие остатки?

У вас есть шанс № 2:

  • до конца октября 2021 года можно еще заказать и нанести коды маркировки на такую парфюмерию при условии регистрации и внесения описания товара в систему Честный знак;
  • затем до 1 декабря 2021 года нужно все таки промаркировать товар и внести об этом сведения в систему.

А вот если у вас каким то чудом оказалась немаркированная продукция, ввезенная или выпущенная в РФ, после октября 2020 года, то продавать ее уже нельзя. Мало того — хранить тоже. Ведь за хранение продукции, подлежащей маркировке, без Data-matrix кодов положены и штрафы (о них мы ниже расскажем), и конфискация. Уголовная ответственность тоже возможна, если подобных товаров при проверке у вас обнаружат слишком много.

Вода

Сравнительно недавно (c 1 сентября 2021 года) стартовала маркировка для бутилированной воды. Ближайшая дата-икс — 1 декабря 2021 года, начиная с нее, производители должны маркировать минералку, а с 1 марта 2022 года настанет очередь и прочей водички (упакованной).

Для розницы обязанность проводить продажу «кодированной» воды через кассу наступит только 1 сентября 2022 года, но это не значит, что сейчас делать ничего не нужно.

Как и в случае с молочкой или духами, принимать товары по УПД нужно через ЭДО. Хотя обязательный электронный документооборот вводится только с 1 ноября 2022 года, но скорее всего уже сейчас производители будут переходить на него. В первую очередь из-за удобства работы.

С 1 декабря 2021 года продавать немаркированную минералку будет нельзя и значит вам необходимо избавиться от старых запасов продукции заранее.

Штрафы и конфискация

Больше штрафов продавцов продукции с маркировкой волнует возможность конфискации. Одно дело — заплатить какую-то, пусть и крупную, сумму, другое — полностью лишиться товара. Вдвойне обиднее, если это хороший товар, качественный и в остальном отношении легальный, просто без кодов.

Для начала напомним, что грозит производителям:

Производство товаров без маркировки наказывается штрафами от 50 до 100 тысяч рублей для организаций (ч.1 статьи 15.12 КоАП РФ).

Но, как мы уже говорили, штраф положен не только за выпуск и продажу, а еще и за хранение. Так что, если вы решили припрятать партию-другую немаркированных товаров на складе, то юрлицо получит штраф от 50 до 300 тысяч рублей. Та же санкция применяется при перевозке, продаже или покупке таких товаров.

Должностные лица и граждане тоже получат штраф, хотя и в меньшем размере.

Если вы продаете маркированный товар и допускаете ошибку при формировании кассового чека на него, то штраф составит:

  • от 1,5 до 3 тыс. рублей — для должностных лиц;
  • от 5 до 10 тыс. рублей — для организаций.

Правда в этом случае есть шанс обойтись предупреждением.

Что же касается уголовного наказания, то при стоимости товара свыше 1,5 миллионов рублей наказанием могут стать как обычный штраф (до 80 т.р.), так и исправительные работы или даже заключение на срок до 3-х лет.

Скоро (с 1 декабря 2021 года) к указанным санкциям прибавятся еще несколько. В связи с тем, что некоторые безответственные продавцы и производители стали подделывать коды маркировки, законодатели добавили ответственность в виде особых штрафов за такое нарушение. Они же применяются, если проигнорировать передачу сведений в Честный знак, или окажется, что отправленные данные не являются достоверными:

  • для юрлиц сумма штрафа до 100 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — до 10 тыс. рублей.

Чек-лист

  • Проверьте вашу продукцию в списках товаров для обязательной маркировки и сроки, в которые нужно начать наносить коды, в т.ч. на остатки. Для многих категорий остается ограниченное время. Остатки немаркированной продукции нужно срочно распродавать.
  • Проверьте, соответствует ли ваша касса новым требованиям для работы с ФФД 1.2.
  • Начните работу с ЭДО — многие производители и оптовики сейчас активно его используют, в т.ч. и по требованиям закона — по другому работать с вами они просто не смогут. На настройку роуминга между некоторыми операторами нужно время, в последний день подключать электронный документооборот — плохая идея.
  • Обновите программное обеспечение, настройте интеграцию с 1С Бухгалтерией и складской программой, чтобы не дублировать одну и ту же информацию, а просто выгружать нужные документы и данные.
  • Обсудите с поставщиками и покупателями (если вы продаете маркируемые товары оптом) дальнейшее сотрудничество — переход на ЭДО, схему возврата товара, если на нем не окажется кодов, возможность вернуть излишки имеющиеся на складе, которые вы сами не успеете распродать до начала обязательной маркировки.

Все, что нужно для маркировки

Продажа и аренда торгового оборудования

Выгодные тарифы и решения

Закажите прямо сейчас

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

 

Бухгалтеры

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием

У «Клерка» девять каналов в Телеграме. Кажется, что много, однако каждый канал решает свои уникальные задачи и отвечает на разнообразные запросы бухгалтеров и предпринимателей.

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием
3

Начать дискуссию