Налоговики уже разместили проект приказа на госпортале и выложили разъяснения для бизнеса на своем сайте. Подробности в статье.
Новый формат электронных договоров
14 февраля 2022 года ФНС сообщила, что на портале нормативных актов выложен проект приказа «Об утверждении XML формата представления договорного документа в электронной форме».
Новый формат — альтернатива тому варианту, который налоговики представили для общественного обсуждения в ноябре 2021 года — формату PDF-А/3. Этот формат будет содержать xml-часть, содержащую основную информацию из документа для автоматизации передачи сведений.
По задумке ФНС, как только оба формата будут утверждены, бизнес сможет выбирать, какой из форматов ему больше подходит исходя из потребностей и технических возможностей.
Формат PDF-А/3 позволит обмениваться документами с контрагентам с разным уровнем цифровизации. Договор в таком формате не требует серьезной автоматизации контрагентов.
ХML формат подойдет компаниям, которые активно применяют ЭДО в работе и используют специализированные решения. Например: предприятиям, которые по требованиям законодательства уже обмениваются с контрагентами счетами-фактурами и УПД через оператора при реализации маркированного или прослеживаемого товара.
Астрал.Маркировка — решение «под ключ» для тех, кто работает с маркированным товаром.
Зачем это нужно бизнесу
Постепенный перевод бизнеса на цифровизацию ФНС обрисовала в Концепции развития ЭДО.
Перевод сделок в электронную форму позволит:
- сэкономить время на пересылку бумажной корреспонденции, особенно если контрагенты находятся в разных регионах;
- сократить расходы на канцелярию, средства для печати, а также на оплату почтовых или курьерских услуг;
- освободить административные помещения от бумажных архивов;
- минимизировать риск утраты документов;
- быстро заключать или перезаключать договоры за пару минут, не отходя от компьютера.
Сейчас для обмена договорами в электронном виде компании с каждым контрагентом заключают соглашение, в котором оговаривают:
- условия и порядок электронного документооборота;
- какие документы и в каком формате передаются через сервис;
- какие электронные подписи легитимны;
- какие выбраны операторы ЭДО и т. д.
Единый формат электронного договора повлечет за собой и регламент обмена такими документами и упростит переход на электронный документооборот с контрагентами.
Также ввод единого формата поможет компаниям и ИП постепенно отказаться и от обмена неформализованными документами (скан-образов бумажных договоров, подписанных электронной подписью). Кроме того, из-за различных пользовательских форм электронного договора у клиентов и операторов ЭДО возникают сложности с роумингом между контрагентами. Единый формат решит и эту проблему.
Договоренности будут зафиксированы и любое изменение после подписания документов электронной подписью будет недопустимо, – это обезопасит предпринимателей от недобросовестных заказчиков и исполнителей. А полномочия подписантов будут описаны в машиночитаемой доверенности.
Важно: электронные договоры, как и другие цифровые документы в ЭДО, являются юридически значимыми, приравниваются к оригиналам и могут быть представлены в суде и других инстанциях. Неизменность и сохранность данных обеспечиваются механизмами электронной подписи и криптографической защиты.
Зачем это нужно бухгалтеру
Подготовка пояснений на требования налоговиков — неотъемлемая часть работы бухгалтера. Требования могут поступить в рамках камеральных, выездных налоговых проверок. Кроме того, налоговики могут направить запрос вне проверок по сделке с конкретным контрагентом. В свою очередь договоры с контрагентами почти всегда входят в комплект документов, который нужно приложить к пояснениям.
Единый формат электронных договоров позволит бухгалтерам тратить меньше времени и сил для подготовки пакета документации. Еще удобнее, когда договор и сопутствующие первичные документы можно направить в налоговую службу прямо из учетной программы по ТКС.
Линейка продуктов Калуга Астрал поможет вам наладить электронный документооборот с контрагентами и контролирующими службами:
- Астрал Отчет 5.0 — сервис для подачи электронной отчетности и обмена корреспонденцией с ФНС и другими ведомствами;
- Астрал.ЭДО — сервис для электронного документооборота с контрагентами;
- 1С-ЭДО — сервис для организации ЭДО из 1С.
Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
Экосистема клиентского сервиса под любые потребности от ЭП до проверки контрагентов
Гибкие тарифы и низкие цены
Начать дискуссию