Зачем нужна цифровая трансформация в логистике
Под цифровизацией логистики следует понимать не только электронный документооборот и не только сферу грузоперевозок. Логистика включает в себя закупку, перевозку, продажу и хранение грузов, а также управление сопровождающимися потоками финансов и информации.
Цифровые технологии, в свою очередь, помогают управлять закупками и цепочками поставок, оптимизировать хранение, а также передавать информацию о движении грузов и передаче товарно-материальных ценностей от продавца к покупателю тем, для кого эта информация предназначена.
Качество логистической сети напрямую влияет на себестоимость продукции, занимая в ней долю от 20% до 60%. Чтобы снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность, компаниям необходимо совершенствовать пути логистики, снижать затраты на расходники и увеличивать скорость обмена информацией. В этом им помогает цифровизация.
Кроме того, логистика не существует в отрыве от остальных бизнес-процессов, которые цифровизация также не обошла стороной.
Например, оборот маркированных товаров или участие в системе прослеживаемости невозможны без применения цифровых решений – сведения о вводе в оборот, принятии к поставке, этапах грузоперевозки, отгрузке покупателю необходимо передавать в государственные системы.
Товарные накладные являются первичными документами, на основании которых фирма-продавец списывает стоимость товаров в бухгалтерском учёте, а покупатель оприходует полученные ценности. Транспортная накладная – тоже первичный документ, предназначенный для оформления перевозки груза.
Первичные документы подтверждают факт и законность сделки, на их основании составляется отчётность, которая постепенно переходит в электронный вид. Получить информацию из электронного документа гораздо проще, чем вручную переносить данные с бумажной накладной в учётную систему или сервис для сдачи отчётности. Это экономит время и сокращает ошибки.
Какие задачи поможет решить цифровизация логистики
Снизить простои оборудования и повысить объёмы выпуска продукции.
Ускорить процессы проектирования производства и доставки продукта до потребителя.
Снизить затраты на проведение натурных испытаний за счёт внедрения цифровых двойников и инструментов визуального моделирования.
Повысить уровень прозрачности операций и снизить затраты по всему циклу управления цепями поставок.
Снизить потери энергии при совершении технологических операций.
Как внедряют цифровую логистику в России
Цифровизация включает в себя три направления:
электронный документооборот;
организация взаимодействия всех участников цепочки, включая бизнес и органы власти;
оптимизация всех процессов: от внутреннего документооборота компании до государственных систем.
В 2022 году законодатели уделили большое внимание развитию ЭДО в логистике и внедрению электронных перевозочных документов.
Электронные перевозочные документы необходимо оформлять в XML-формате, утверждённом ФНС. Сейчас утверждены следующие XML-формы для ЭПД:
электронная транспортная накладная,
электронный заказ-наряд,
электронная сопроводительная ведомость.
С 1 сентября 2022 года заработала ГИС ЭПД – государственная информационная система электронных перевозочных документов, через которую происходит документооборот. Каждое подписание документа КЭП со стороны участника перевозки фиксируется в системе.
Подключиться к ГИС ЭПД можно только через операторов ИС ЭПД, получивших соответствующее разрешение Министерства транспорта.
Для возможности проверки ЭПД на дороге было разработано и совместно с ГИБДД протестировано ПО, которое считывает QR-код и визуализирует для инспектора данные из электронной транспортной накладной. Сам QR-код водитель может получить у оператора электронного документооборота, через которого происходит обмен документами.
Цифровизация затронула не только автомобильные грузоперевозки. Успешный опыт есть и в железнодорожных перевозках: ОАО «РЖД» расширило географию клиентской базы и организовало перевозки в международном и транзитном сообщении благодаря передаче управления торговой площадкой «Грузовые перевозки» компании «Цифровая логистика». При организации железнодорожных перевозок применяется цифровая платформа, это позволило повысить эффективность всех участников процесса и значительно упростить доступ к инфраструктуре.
Другой пример удачного внедрения цифровых технологий – ПЭК («Первая экспедиционная компания»). Компания смогла доставлять заказы любого веса и объёма по всей России и сократить до нескольких часов время клиентских обращений посредством внедрения сервиса для рынка электронной коммерции Easy Way и «Системы фиксации и накопления клиентских сообщений» (СФИНКС) для обработки обратной связи. Новые стандарты позволили объединить все информационные ресурсы компании, сократить сроки перевозок грузов и на 3-5 дней опередить конкурентов.
Какие планы по цифровизации есть у Минтранса
Ожидается, что с 1 марта 2023 года будут введены в электронный оборот формы договора фрахтования, путевого листа и заказа (заявки).
О других планах в области цифровизации логистики рассказал заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов на «Транспортной неделе – 2022».
В 2023 году российский стандарт ЭТрН планируют состыковать с е-CMR, чтобы обеспечить бесшовность применения ЭПД для международных перевозок. Сейчас тестируется взаимодействие российского и белорусского стандарта в е-CMR. В пилоте участвуют Сбербанк и Фонд «Центр стратегических разработок». Проект должен завершиться в следующем году.
Россия продолжает тестировать и технологию «зелёных таможенных коридоров», основанную на использовании электронных навигационных пломб. Пилотный проект был запущен три года назад. Сейчас планируется ориентировать технологию на импорт из Турции, прибывающий в порт Новороссийска. Все разрешительные документы уже согласованы Правительством РФ.
В 2023 году электронные транспортные накладные (ЭТрН) можно применять по желанию, а в 2024 году Минтранс начнёт переход к использованию ЭТрН в обязательном порядке – будет вводиться отраслевой императив. Он коснётся в первую очередь бюджетной сферы, но частным компаниям, которые участвуют в грузоперевозках, также рекомендуется начать переход на ЭПД заранее.
Как перейти на ЭДО в логистике
В автомобильных грузоперевозках ключевая система – ГИС ЭПД. Подключиться к ней можно только через оператора ИС ЭПД.
При этом через ЭПД можно обмениваться только электронными перевозочными документами: ЭТрН, заказ-нарядами, сопроводительными ведомостями. Для того чтобы отправить контрагенту сопутствующие документы – договор, счёт-фактуру, УПД, – необходим сервис ЭДО.
«Калуга Астрал» – аккредитованный Минтрансом оператор ИС ЭПД. Мы предлагаем готовое решение, которое позволяет обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать их в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.
Наше решение поддерживает все утверждённые ФНС форматы ЭПД и визуализацию всех видов документов, а также реализацию QR-кодов для проверки на дорогах. Кроме того, оно интегрируется с учётными системами для бесшовной работы с электронными документами.
Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте
Начать дискуссию