Что изменилось в законах
Ранее состав обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов устанавливал приказ Минтранса от 11 сентября 2020 года № 368, который действовал до 28 февраля 2023 года включительно.
С 1 марта 2023 года вступил в силу приказ Минтранса от 28 сентября 2022 года № 390. В нём закреплены обновлённые требования к путевым листам: новый состав сведений и порядок заполнения бумажного или формирования электронного путевого листа. Приказ № 390 будет действовать до 1 марта 2029 года.
Помимо этого, разработаны форма и XML-формат электронного путевого листа. Они утверждены Приказом ФНС от 17 февраля 2023 года № ЕД-7-26/116@.
В каком виде оформлять путевой лист с 2023 года
С 1 марта 2023 года путевой лист можно оформлять в виде электронного документа. Но пока это только право, а не обязанность: путевые листы можно по-прежнему заполнять на бумаге.
Также до 1 марта 2023 года владельцы транспортных средств обязаны были регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 приказа № 368). Этот журнал можно было вести в электронной или бумажной форме.
В приказе № 390 не упоминается обязанность владельцев ТС вести такой журнал, поэтому отказаться от него или продолжать заполнять – решать самой организации или ИП.
Даже если журнал больше не ведётся, его необходимо хранить 5 лет.
Какие сведения указываются в электронном путевом листе
Сведения о собственнике-юрлице
полное наименование (раньше не нужно было полное, но требовалась ОПФ);
адрес в пределах местонахождения;
номер телефона;
ОГРН.
Сведения о собственнике-ИП
ФИО;
адрес регистрации по месту жительства (раньше требовался почтовый адрес);
номер телефона;
ОГРН.
Показания одометра (полные километры пробега)
Раньше их указывали на момент выезда автомобиля с парковки, предназначенной для стоянки по возвращении из рейса и окончании рабочего дня или смены водителя, а также при заезде ТС на парковку по окончании рабочего дня или смены водителя.
Теперь дополнительно указываются показания одометра на момент приёма-сдачи ТС следующему водителю по окончании смены предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно ТС).
Данные о проведении предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров водителя
Теперь в них необходимо указывать наименование медицинской организации, а также серию, номер, дату выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Информация о видах перевозки
Установлены следующие варианты формулировок:
коммерческие перевозки;
регулярная перевозка пассажиров и багажа;
перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем);
перевозка пассажиров и багажа по заказу;
перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
организованная перевозка групп детей автобусами по договору фрахтования;
перевозки для собственных нужд;
передвижение и работа специальных транспортных средств.
Сведения о виде сообщения
Для этого поля установлены значения «городское», «пригородное» или «междугородное».
В таблице мы сравнили реквизиты, которые содержатся в бумажном и электронном путевом листе до и после 1 марта 2023 года.
Реквизит | До 1 марта 2023 (приказ 368) | После 1 марта 2023 (приказ 390) |
Наименование и номер | Есть | Нет |
Срок действия | Есть | Есть |
Собственник транспортного средства | Есть | Нет |
Характеристика ТС | Есть | Есть |
Водитель | Есть | Есть |
Вид перевозки | Есть | Есть |
Вид сообщения | Нет | Есть |
Лицо, которое оформило путевой лист | Нет | Есть |
Приказ № 390 разрешает оформлять путевой лист более чем на один календарный день. В таком случае в нём нужно обозначить даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он может быть использован.
Как обмениваться электронными путевыми листами
Электронные путевые листы должны направляться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Обмен электронными путевыми листами между участниками грузоперевозок происходит через уполномоченных операторов ИС ЭПД и никаким иным способом.
Кто подписывает электронный путевой лист
Электронный путевой подписывается участниками грузоперевозки с помощью УКЭП или УНЭП, сертификат ключа проверки которой создан и используется на портале Госуслуг.
Файлы обмена электронного путевого листа предполагают подписи:
лица, заполняющего сведения об организации или ИП, о сроке действия путевого листа, о транспортном средстве, о водителе (водителях), о виде перевозки и виде сообщения;
медработника, проводившего предрейсовый (предсменный, послерейсовый, послесменный) медосмотр водителя (если он проводится);
лица, ответственного за проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если проводится);
лица, уполномоченного на заполнение сведений о показаниях одометра (например, водителя, диспетчера, ИП).
В таблице собрали список отметок и лиц, которые заверяют эти отметки своей электронной подписью.
Отметка | Кто подписывает |
О дате и времени выпуска ТС на линию
| Работник, который отвечает за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспорта. Его назначают решением руководителя. |
О дате, времени и результате предрейсового или предсменного контроля технического состояния | |
О дате, времени и показаниях одометра при выезде ТС с парковки и заезде на неё, в том числе при передаче ТС следующему водителю по окончании рабочего дня или смены предыдущего водителя, когда на ТС оформляют несколько путевых листов раздельно на каждого водителя | Уполномоченное лицо, назначенное руководителем. |
ГК «Астрал» предлагает удобные решения, которые позволяют не только передавать электронные перевозочные документы (ЭПД) по ЭДО и в ГИС ЭПД, но и вести сопутствующий документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.
Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.
«Платформа ЭПД» – интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами. Оно позволяет обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать их в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.
Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
Экосистема клиентского сервиса под любые потребности бизнеса
Оставьте заявку
Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KQDEH
Начать дискуссию