Налоговый мониторинг

Как налоговый мониторинг помогает бизнесу

В 2023 году через налоговый мониторинг прошли 445 российских компаний. В следующем году к ним присоединится более сотни новых организаций. Почему налоговый мониторинг обретает популярность и какую пользу он приносит предпринимателям? Расскажем об этом в новом материале.
Как налоговый мониторинг помогает бизнесу
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — это один из способов контроля за деятельностью организации. ФНС запустила эту программу в 2016 году. Правила проведения мониторинга описаны в разделе V.2 НК.

Компании, которые присоединились к системе налогового мониторинга, не проходят через выездные и камеральные проверки. Вместо этого они дают ФНС доступ к своим информационным системам и документации.

Чиновники получают право просматривать всю бухгалтерскую и налоговую отчётность компании. Если ФНС находит в документах противоречия, она сообщает об этом предпринимателю и даёт ему время, чтобы исправить ошибку. Таким образом, мониторинг помогает организации избежать нарушений при расчёте и уплате налогов.

Каким образом ФНС получает доступ к данным компании? Есть три варианта:

  • организация создаёт для ФНС витрину данных. Предприниматель собирает в одном хранилище все документы, которые необходимы налоговой;

  • компания отправляет данные в ФНС через оператора электронного документооборота (ЭДО). Согласно статье 6 закона № 389-ФЗ, использовать этот способ разрешено только до 1 января 2026 года;

  • предприятие предоставляет налоговой прямой доступ к учётной системе (например, к «1С»). Для этого нужно настроить интеграцию информационной системы компании и АИС «Налог-3».

АИС «Налог-3» — это автоматизированная информационная система, разработанная ФНС. Налоговая создала этот ресурс, чтобы упростить обмен данными с участниками мониторинга. С помощью АИС «Налог-3» чиновники могут проверять документы компании, а предприниматели — задавать вопросы ФНС напрямую и быстро получать ответы от налоговиков.

С 1 января 2024 года с АИС «Налог-3» будут обязаны работать все участники налогового мониторинга. При этом инспекторы рекомендуют одновременно использовать информационную систему и размещать отчётность на витрине данных. Эти формы налогового мониторинга задействуют разные сценарии проверки и дополняют друг друга.

Кто может стать участником проекта

Подать заявку на проведение налогового мониторинга может далеко не каждая компания. В 2023 году организация сможет принять участие в программе только при выполнении трёх условий:

  1. Сумма всех налогов и страховых взносов, которые компания заплатила за предыдущий год, составляет не менее 100 млн рублей. При этом не учитываются налоги, которые предприниматель уплатил при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

  2. Сумма доходов организации за предыдущий год составляет не менее 1 млрд рублей.

  3. Стоимость активов предприятия составляет не менее 1 млрд рублей. ФНС учитывает стоимость активов на 31 декабря предыдущего года.

К 2025 году эти требования собираются снизить. ФНС начнёт принимать компании, которые получили доход не менее 800 млн рублей и заплатили налоги в размере не менее 80 млн рублей. Стоимость активов организации должна будет составлять не менее 800 млн рублей.

ФНС добавила в закон несколько исключений. Компания, которая не соответствует перечисленным требованиям, сможет присоединиться к проекту, если она:

  • стала участником промышленного кластера;

  • заключила с налоговой соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Для таких предприятий проведение налогового мониторинга обязательно.

Как присоединиться к программе

Чтобы стать участником налогового мониторинга, предпринимателю требуется заранее подготовить и подать пакет документов. В него входят:

  • заявление о проведении налогового мониторинга (КНД 1110301);

  • регламент информационного взаимодействия (КНД 1110304);

  • данные взаимозависимых лиц (КНД 1110302). Это сведения о юридических и физических лицах, которые связаны с компанией и доля участия которых составляет более 25%;

  • учётная политика для целей налогообложения (КНД 1125332);

  • информация о внутреннем контроле на предприятии. Эти сведения нужно внести в таблицу, которая дана в приложении № 13 к приказу ФНС № ЕД-7-23/476@.

Кроме того, компания должна разработать план-график по подключению к системе мониторинга и «Дорожную карту». Сотрудники организации составляют эти документы совместно с налоговиками.

Правила подготовки плана-графика и «Дорожной карты» даны в письме ФНС № СД-4-23/7614@.

Документы подают в инспекцию ФНС по месту нахождения компании. Отправить бумаги нужно до 1 сентября того года, который предшествует отчётному. Например, заявки на проведение мониторинга в 2024 году принимали до 1 сентября 2023 года. Если компания хочет пройти через налоговый мониторинг в 2025 году, подать заявление нужно до 1 сентября 2024 года.

Налоговая служба проверяет документы соискателей до 1 ноября. Инспекторы откажут компании, если стоимость её активов, размер доходов и исчисленных налогов меньше, чем требуется. ФНС тщательно изучит данные о системе внутреннего контроля в организации: проверит, какие сотрудники отвечают в компании за налоговый учёт и какова их квалификация, как на предприятии проходит внутренний аудит.

Если компания пройдёт отбор, ей потребуется подключиться к АИС «Налог-3». Для этого организация должна отправить в ФНС два документа:

  • заявку для настройки защищённой сети передачи данных (КНД 1110313). Этот документ нужно подать через оператора ЭДО в течение месяца после присоединения к программе налогового мониторинга. Ответ от ФНС поступит в течение двадцати дней;

  • заявку для подключения к информационной системе организации (КНД 1111656). Это заявление потребуется отправить после того, как налоговая обработает первый документ и пришлёт предпринимателю данные для подключения к защищённой сети.

Как происходит налоговый мониторинг

При проведении мониторинга инспекторы проверяют отчётность, которую компания подала в течение одного года. При этом срок проверки составляет год и девять месяцев. Например, документы организации за 2024 год налоговики будут изучать с 1 января 2024 года по 1 октября 2025 года. Срок проверки продлят, если компания подала уточнённую налоговую декларацию.

В течение этого времени ФНС может:

  • запрашивать у компании документы, связанные с расчётом и уплатой налогов, сборов и страховых взносов, а также пояснения к этим данным;

  • допрашивать свидетелей, которые имеют отношение к налоговому учёту в компании;

  • осматривать территорию предприятия;

  • приглашать для проверки экспертов и специалистов.

Если налоговая найдёт в документах противоречия, она запросит у предпринимателя дополнительную информацию или потребует исправить ошибку. Сделать это будет нужно в течение 5 дней. Если ошибка заключается в неправильном исчислении налога или его неуплате, на её исправление дадут 15 дней.

Если компания не уложится в установленный срок, ФНС пришлёт ей мотивированное мнение. В этом документе налоговая опишет найденные ошибки и предложит способ их исправить. Компания будет обязана выполнить требования инспектора или оспорить мотивированное мнение в ФНС.

Кроме того, налоговая может прислать мотивированное мнение по запросу компании. Если у сотрудников организации возникнет вопрос об уплате налогов или заполнении отчётности, они могут задать его сотрудникам ФНС. В течение месяца после получения запроса налоговики пришлют компании свои рекомендации.

В результате налогового мониторинга ФНС составляет для компании карту рисков, которая покажет предпринимателю «слабые места» в налоговом учёте организации.

Налоговый мониторинг организации могут прекратить досрочно, если компания:

  • нарушила правила информационного взаимодействия, которые утвердила ФНС;

  • предоставила инспекторам недостоверные данные;

  • дважды проигнорировала запросы налоговой или отправила документы по запросу с опозданием.

Если мониторинг прекратили досрочно, налоговая имеет право провести камеральную или выездную проверку предприятия.

Привилегии участников программы

Участники налогового мониторинга раскрывают ФНС всю информацию о бухгалтерском и налоговом учёте. Что компании получают взамен?

  1. Полное отсутствие камеральных проверок. Выездные проверки проводятся, только если организация не выполнила требование из мотивированного мнения или если ФНС хочет изучить работу региональной инспекции.

  2. Возможность исправить ошибки при расчёте и уплате налогов без штрафов. Если инспектор найдёт ошибки в документах, он оповестит о них компанию и даст время, чтобы исправить недочёты.

  3. Уменьшение числа запросов от налоговой. Инспекторы самостоятельно знакомятся со всеми необходимыми документами с помощью витрины данных или АИС «Налог-3» и обращаются к предпринимателю только при необходимости.

  4. Возможность обсудить с ФНС любой спорный вопрос. Компания может получить развёрнутый ответ от инспектора в течение месяца после отправки запроса.

  5. Ускоренное возмещение НДС. Всем участникам проекта доступен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость. Организациям не нужно предоставлять договор поручительства и банковскую гарантию.

  6. Пониженный тариф на страховые взносы. Эта ставка действует для участников промышленного кластера и организаций, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений. В рамках предельной величины базы для страховых взносов такие компании используют тариф 7,6%, для выплат свыше предельной базы — 0%.

  7. Улучшение деловой репутации. Участники налогового мониторинга платят все налоги и взносы вовремя и в полном объёме. Партнёры компании могут быть уверены в её добросовестности.

Заполнить документы для витрины данных ФНС и отчётность для СФР, Росстата и других ведомств можно с помощью программ от «Калуга Астрал». Наши специалисты следят за новостями законодательства и добавляют в систему только актуальные формы. Модуль 1С-Отчётность поможет заполнить документы в контуре «1С». Программа Астрал Отчёт 4.5 понравится тем, кто хочет работать с отчётностью в отдельном сервисе, а Астрал Отчёт 5.0 позволит хранить документы в облаке и редактировать их с любого ПК.

Сервисы ГК «Астрал» для бизнеса

Экосистема клиентского сервиса под любые потребности бизнеса

Оставьте заявку и мы с вами свяжемся

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8K8nXf

Начать дискуссию