Учет в торговле

Возвратная накладная: основы заполнения

В случае неудовлетворённости купленным товаром предприниматель имеет право вернуть его поставщику. В таких случаях оформляется документ, называемый возвратной накладной. Объясним, как заполнить возвратную накладную в 2023 году.
Возвратная накладная: основы заполнения
Иллюстрация: Астрал

Причины для создания возвратной накладной

Возвратная накладная используется при возвращении товара от покупателя к поставщику. Гражданское законодательство устанавливает право покупателя вернуть товар при условии его несоответствия установленным в договоре требованиям по качеству (п. 2 ст. 475 ГК РФ), ассортименту (п. 3 ст. 468 ГК РФ), комплектации (п. 2 ст. 480 ГК РФ), упаковке (п. 3 ст. 482 ГК РФ).

Договор может содержать и дополнительные основания для возврата, включая:

  • истечение срока годности;

  • невозможность реализации;

  • задержка оплаты;

  • несоответствие качества товара требованиям покупателя;

  • обновление ассортимента.

Покупатель может вернуть товар полностью или частично, даже если его оплата уже была совершена.

Сроки для отправки возвратной накладной

Сроки отправки возвратной накладной могут быть согласованы заранее с поставщиком и указаны в договоре купли-продажи. Если в договоре нет информации о сроках возврата, можно использовать правила, указанные в Гражданском кодексе РФ.

Ситуация

Срок возврата

Обоснование

У товара есть гарантийный срок

В течение гарантийного срока

Статья 477, пункт 3

У товара есть срок годности

В течение срока годности

Статья 477, пункт 4

У товара нет гарантийного срока или срока годности

В течение двух лет со дня передачи товара покупателю

Статья 477, пункт 2

Гарантийный срок составляет меньше двух лет. Покупатель обнаружил брак после того, как истёк срок гарантии

В течение двух лет со дня передачи товара. При этом покупатель должен доказать, что брак возник до того, как товар был получен от продавца

Статья 477, пункт 5

Как оформить возврат товаров

Покупатель должен проверить количество, комплектность и качество товаров сразу при приёмке или спустя некоторое время. Нужно уложиться в сроки, определённые законом или договором купли-продажи (п. 2 ст. 513, п. 2 ст. 474 ГК РФ). Если проблемы были обнаружены во время приёмки до оприходования, достаточно оформить акт о расхождениях по форме ТОРГ-2 или аналогичный документ.

Если основания для возврата возникли после оприходования товара или даже после его временного хранения, то следует оформить возвратную накладную.

Причины возврата и все связанные с ним условия должны быть зафиксированы в отдельных документах, которые прикрепляются к возвратной накладной. При возврате некачественного или некомплектного товара следует составить акт об обнаружении недостатков и претензионное письмо.

Акт об обнаружении недостатков заполняется в свободной форме.

В претензионном письме важно указать причину возврата товара, сроки и другие условия возврата, а также способ перечисления денег за некачественный товар обратно на ваш счёт.

Инструкции по оформлению накладной на возврат товара

Если покупатель решает вернуть купленный товар продавцу, необходимо оформить соответствующий документ, известный как накладная на возврат. Порядок составления возвратной накладной не зависит от причины возврата. Унифицированной формы для возвратной накладной нет. Обычно в случае возврата заполняют форму ТОРГ-12, но можно использовать и другой бланк:

  • ТОРГ-2 — для оформления российских товаров до того, как вы поставили их на учёт,

  • ТОРГ-3 — для таких же операций, но для импортной продукции.

Основная информация, которую нужно включить в возвратную накладную в 2023 году, включает номер и дату документа, детали покупателя и продавца, основание для возврата, характеристики товара и общую сумму.

Необходимо учесть, что при возврате товаров покупатель становится поставщиком, поэтому его данные указываются в строках «Грузоотправитель» и «Поставщик». Поставщик становится получателем продукции, его данные нужно вписать в поля «Грузополучатель» и «Плательщик».

В разделе «Основание» необходимо перечислить документы, на основании которых происходит возврат товара.

Кто должен подписать возвратную накладную

Документ должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером, подтверждающими возврат товара. Если документ составляется в электронном виде, то необходимо использовать квалифицированную электронную подпись. 

Постепенный переход на электронный документооборот в логистике продолжается. С 1 сентября 2022 года все желающие могут оформлять транспортную накладную в электронном виде, а с 2024 года ЭТрН станет обязательной для всех. Поэтому «Калуга Астрал» предлагает готовые решения для перехода на ЭПД.

Модуль 1С-ЭПД работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает все установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.

Платформа ЭПД — интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами. Оно позволяет обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать их в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8K4eWa

Начать дискуссию