До 2022 года доступ к налоговому мониторингу имели только крупные налогоплательщики, однако со временем некоторые представители среднего бизнеса также получили возможность присоединиться к этой программе.
Количество компаний, выбравших этот механизм взаимодействия, продолжает расти — в 2023 году налоговый мониторинг проводится в отношении 445 компаний из 18 различных отраслей экономики.
А что в нём особенного?
Налоговый мониторинг предполагает иной подход к контролю организаций, по сравнению с остальными налогоплательщиками. Компании, участвующие в мониторинге, не проходят стандартные камеральные и выездные проверки.
Суть мониторинга заключается в том, что налоговая инспекция контролирует деятельность организации в режиме реального времени. Инспекторы запрашивают необходимые документы через систему электронного документооборота или получают доступ к бухгалтерской программе организации.
Организация может выбрать один из трёх способов взаимодействия с налоговым органом в рамках мониторинга: передача данных через систему электронного документооборота (который первоначально был запланирован до конца 2023 года и был продлён до 2025), предоставление доступа к бухгалтерской программе, а также создание «витрины данных» — механизма, позволяющего предоставить налоговому инспектору доступ только к необходимой для мониторинга информации.
Как проводится налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг проводится удалённо, без выезда инспекторов на территорию организации, на основе информации, предоставляемой компанией.
В процессе мониторинга налоговые инспекторы имеют право запрашивать документы и информацию по начислению и уплате налогов и сборов, требовать пояснения или исправления, привлекать экспертов, допрашивать свидетелей (эта возможность закреплена в Налоговом кодексе с 31 августа 2023 года) и проводить осмотр территории (право закреплено с 31 августа 2023 года).
Документы или информация по запросу передаются в налоговую службу:
если на бумаге, то в виде заверенной копии, лично или через уполномоченного представителя, а также по ТКС;
если в электронном формате — заверенные с помощью УКЭП или через информационную систему компании, к которой налоговая инспекция имеет доступ.
Если документы для налогового мониторинга сформированы в бумажном виде, их можно представить в виде отсканированных копий. Если же требуется предоставить информацию или разъяснения, то они должны быть представлены в виде электронных образов. Срок предоставления таких документов, информации и разъяснений составляет 10 рабочих дней после получения запроса.
Что нужно для участия в налоговом мониторинге
Участие в налоговом мониторинге — дело добровольное. Нужно лишь подать заявление в налоговую инспекцию по месту расположения организации. Срок — не позднее 1 сентября года перед годом начала мониторинга.
Важно в период с июля по август: проверить компанию на соответствие требованиям, подготовить информационные системы и систему контроля внутри компании и составить график перехода на мониторинг.
Документы для вступления в налоговый мониторинг включают:
регламент информационного взаимодействия;
информацию о компаниях и физических лицах, прямо или косвенно участвующих в организации с долей участия, превышающей 25%;
налоговую учётную политику на текущий год;
регламент системы внутреннего контроля предприятия.
Налоговая рассматривает полученные документы до 1 ноября и решает, проводить мониторинг или отклонить его проведение с указанием причины отклонения.
Возможные причины отклонения прописаны в параграфе 5 статьи 105.27 НК. Пока налоговая служба ещё не приняла решение, компания вправе отозвать свою заявку.
Плюсы и минусы
Налоговый мониторинг предлагает ряд преимуществ, таких как отсутствие камеральных и выездных налоговых проверок, улучшение отношений с налоговой инспекцией и получение доступа к обратной связи от налоговых органов по вопросам налогообложения. Это помогает компаниям улучшить свою налоговую отчётность и избежать возможных штрафов и пеней за ошибки. Подробнее о плюсах можно почитать в нашей статье о том, как налоговый мониторинг помогает бизнесу.
Однако есть у этого подхода и свои недостатки. Во-первых, он подразумевает постоянный удалённый мониторинг со стороны налоговых органов, что может создавать дополнительное давление на компании.
Во-вторых, система внутреннего контроля должна быть очень эффективной и автоматизированной, что требует дополнительных усилий и ресурсов.
Наконец, мотивированные заключения от налоговой инспекции являются обязательными к исполнению, даже если они не были запрошены самой компанией. Если компания не согласна с позицией налоговой инспекции, она должна оспорить её в вышестоящем органе.
Что изменилось в 2023 году
19 октября 2023 года ФНС утвердила порядок направления требований о представлении документов от налогового органа и их представления в ответ на требования через информационные системы участников налогового мониторинга. Кроме того, налоговики утвердили форматы передачи документов по электронным каналам связи. Соответствующий приказ опубликован на сайте ведомства и начнёт действовать с 1 января 2026 года.
В соответствии с установленным порядком документы будут передаваться только в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Время передачи и получения документа будет определяться с учётом часовых поясов обеих сторон.
Если документы получены без ошибок, получатель обязан в течение трёх рабочих дней подтвердить их получение отправителю. В противном случае, если при проверке электронных документов обнаружены ошибки, ему необходимо уведомить отправителя о выявленных неточностях.
Подавайте налоговую отчётность в электронном виде с помощью специальных решений. Если вы работаете в 1С, используйте 1С-Отчётность — для работы с отчётностью не потребуется устанавливать никакое дополнительное ПО, и вы сможете формировать документы в среде с привычным интерфейсом. А облачный сервис Астрал Отчёт 5.0 не требует привязки к рабочему месту — достаточно любого устройства с доступом в интернет.
Сервисы ГК «Астрал» для бизнеса
Экосистема клиентского сервиса под любые потребности бизнеса
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами
Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KMtvP
Начать дискуссию